​История преображения Гюльчатай

«Господь сохранил меня от этой славы, которая убивает душу человеческую.

Окружающие восхищаются актерами, но актеры очень быстро увядают. Была красота – и нет ее. Была слава – и нет ее.

Люди поднимают человека, потом эти же люди опускают его. И тот становится одиноким, мучается, ищет утешения. Но утешение – не в славе, не в деньгах, не в богатстве, не во власти. Это все пройдет. Утешение – только в Боге.

Татьяна Кузьмина (Гюльчатай)

«Гюльчатай,

личико-то открой...»

Фраза из культового, как сейчас говорят, кинофильма «Белое солнце пустыни», вышедшего на экраны мартовским днем 1970 года, известна, наверное, каждому в нашей стране.

И артистку, снявшуюся в этой роли, все хорошо помнят! Ее открытый взгляд, сросшиеся бровки, милый голосок, восклицающий: «Господин назначил меня любимой женой!»…В общем, яркая звездочка, сверкнувшая на небосклоне фильма.…

А что дальше? Где еще снималась эта, безусловно, талантливая девочка? Оказывается, больше Татьяна Федотова, та самая Гюльчатай, в кино не снималась. Да и на съемки фильма «Белое солнце пустыни» она попала совершенно случайно.

«Гадкий утенок»

С 4 класса Таня училась в Ленинградском балетном училище им. Вагановой. Но это вовсе не та история, когда девочка с детства мечтает о карьере балерины. В училище она попала «по разнарядке» из танцевального кружка интерната, где жила до этого несколько лет со своими многочисленными сестрами и братьями. Родители просто не в состоянии были прокормить большое семейство, которое насчитывало 10 ребятишек.

Худышка из крестьянской семьи никак не вписывалась в балетное окружение. Бывало, что и занятия прогуливала, и болезни придумывала, и даже дома в шкафу отсиживалась, лишь бы не появляться в училище. В одном из интервью Татьяна сказала: «Чувствовала себя в хореографическом училище «гадким утенком».

Судьбоносная встреча

И вот однажды Татьяна попалась на глаза ассистенту режиссера Николаю Конюшеву. «Я тщетно ходил по вузам и школам Ленинграда в поисках актрисы на роль Гюльчатай, — рассказывает тот, — а как-то вечером пошел встречать из хореографического училища знакомую девушку и там на лестнице случайно и увидел Таню Федотову. Темноглазая, легкая, небольшого роста — она точно подходила по типажу. Я пошел к директору Вагановского училища. Тот очень удивился, что мой выбор пал именно на Федотову, она у них считалась этакой «серой мышкой».

А Татьяна вспоминает: «Помню, испугалась, подумала, что поведут к директору за провинность». Так шестнадцатилетней Татьяне досталась одна из ролей – Гюльчатай.

Чуть не оказалась
в гареме

Попав на съемочную площадку, Таня также чувствовала себя не в своей тарелке: добрая половина картины была уже отснята, коллектив сложился. Но вся съемочная группа как-то сразу полюбила девушку и оберегала, как могла.

А однажды с Таней приключилась необычная история. В местном парке за Татьяну Федотову туркменские кочевники предложили Николаю Годовикову (по фильму — Петрухе) большие деньги. Завязалась драка. Красавица чуть не оказалась в настоящем гареме. К счастью, молодому актеру вместе с подоспевшим другом удалось отстоять Гюльчатай.

В общем, после съемок в этой запоминающейся роли, у юной актрисы появились неплохие перспективы в кино. Но она не стала связывать свою жизнь с кинематографом. Николай Годовиков рассказал о причинах этого. Некий известный режиссер обещал сделать из нее настоящую звезду, но взамен настаивал на близких отношениях. Татьяна отказалась. На этом ее артистическая карьера закончилась.

«Восточная женщина»

После окончания балетного училища Татьяна не попала на большую сцену, работала в танцевальном ансамбле в «Ленконцерте».

«Я как-то остановился в гостинице «Ленинград», — делился с нами Николай Конюшев, — пошел в ресторан поужинать, смотрю — Таня танцует в кордебалете. Я не стал подходить, чтобы не смущать ее».

В этот же коллектив пришел работать композитор Геннадий Кузьмин, который вскоре и назвал Татьяну «своей любимой женой». С разницей в семь лет в семье родились сын Сережа и дочь Мария. Карьере профессиональной танцовщицы Татьяна предпочла роль жены и матери. Оказалась истинной «женщиной Востока».

Трудные времена
и вера в Бога

Наступили лихие 90-е. Рано выйдя на творческую пенсию, Таня устроилась работать уборщицей в Русский музей. «Все знали, что я актриса, играла Гюльчатай, а я ходила с тряпкой в руках и не стеснялась этого», — рассказывает Татьяна Павловна.…Пережить те страшные годы ей помогла вера в Бога.

«Господь однажды допустил, чтобы меня взяли на съемки в кино, но Он же и сохранил меня от скоротечной славы человеческой. Я не стала актрисой, не стала классической балериной. Меня избрал Бог, чтобы я выполняла волю Его и служила Ему.

Копни в душу любого человека, который живет без Бога, — у всех какие-то тупики, трудности, безобразия в жизни. И у меня то же самое было, пока я жила без Господа. Я, можно сказать, на дне находилась: и курила, и пила, и чуть по рукам не пошла, пока Господь меня не остановил».

Интерес к вере в Иисуса Христа Татьяна пытается вызвать в каждом, с кем общается. Даже «Петруха» с женой под ее духовным руководством прошли водное крещение в евангельской церкви. Таня не жалует журналистов, но великодушно прощает все написанные о ней «несуразицы». Она не смотрит телевизор, не читает газет.

Миловидная, хрупкая, с глазами той самой озорной восточной девчонки, она необыкновенно молодо выглядит.…Только вот от некогда природно сросшихся бровей не осталось и следа. «Я однажды их выщипала — они больше и не выросли», — улыбается Татьяна.

По материалам golbis.com

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!