​Слово Бога исполняется

На примере Захарии
и Марии

В преддверии Рождества давайте вспомним о том, как юной девушке Марии была возвещена добрая весть от Бога о рождении Спасителя мира. Об этом написано в Евангелии от Луки. Но в этом же Евангелии повествуется еще об одном чудесном событии – о рождении пророка Иоанна Крестителя у священника Захарии и его жены Елисаветы. Зачем евангелист Лука так тесно связывает два этих события и так подробно повествует о них? Попробуем вместе разобраться и найти ответы в тексте самого Евангелия от Луки.

Один Ангел,
две встречи

Лука пишет Евангелие с целью наставить в вере некоего Феофила, чье имя очень знаменательно, так как оно может означать как «Любящий Бога», так и «Возлюбленный Богом». Стало быть, письмо это адресовано, в принципе, ко всем, кто любит Бога и возлюблен Им. Оно становится актуальным для всех людей и во все времена, и для нас сегодня.

Евангелие от Луки начинается с повествования о том, как Ангел Гавриил посетил священника Захарию и сообщил, что его жена родит сына. И дальше, в этой же главе, евангелист описывает, как тот же ангел Гавриил посетил девушку Марию и сообщил ей, что она родит Сына Всевышнего.

Эти встречи очень похожи. Двух людей посещает один и тот же Ангел и сообщает о рождении сына в первом и во втором случае. Реакция у этих людей тоже одинаковая – они испугались, поэтому Ангел сказал им: «Не бойся!» Но вопросы Мария и Захария задали разные:

«И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лук.1:18). Ангел увидел в этом вопросе неверие и поразил Захарию немотой на 9 месяцев, пока не родит его жена. «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лук. 1:34). Ангел разъяснил ей. «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лук. 1:38). А вскоре Елисавета, жена Захарии, подтвердила веру Марии, сказав при встрече: «И блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа» (Лук. 1:45).

Возникает первый вопрос: почему Захария, муж зрелый, профессиональный служитель храма, очень хорошо знающий закон, усомнился? Где его вера? И почему эта девушка Мария в свои 14 -16 лет (как говорят историки) уверовала? Ведь далеко не к каждому человеку приходят ангелы и что-то сообщают. Если ангел посетил, значит, это точно весть от Бога!

Почему засомневался Захария?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать духовную и историческую ситуацию в Израиле в то время. Это был период молчания Бога. Храм построен, но со дней последнего пророка и прямого обращения Бога прошло более 400 лет. В народе царил упадок веры.

Захария был служителем при храме, он хорошо знал историю об Аврааме и, по идее, должен был отреагировать на весть Ангела так же, как Авраам – верой. Но Захария сомневается. Он, скорее всего, ожидал от Бога какого-то чуда, чтобы удостовериться в сказанном. И это звучит в его вопросе: «По чему я узнаю это?»

Заметим, что не только Захария так мыслил. Сомнения и жажда подтверждения слов Божьих знамениями и чудесами были свойственны всем религиозным иудеям того времени. Апостол Павел, по-видимому, разочаровавшись в постоянных спорах с иудеями и еллинами (греками) напишет позже: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (философии); а мы проповедуем Христа распятого» (1Кор. 1:22,23).

Захария и Мария

Давайте проанализируем, кем были Захария и Мария?

Захария – священник из рода Аарона, из колена Левия. Известно, что левиты были специально поставлены в храме для того, чтобы совершать служение. Они должны были знать Закон, чтобы быть способными вести за собой людей. И только из этого рода в храме поставлялись священники. Мария же – из рода Давидова, из колена Иуды, которое никакого отношения к служению в храме не имело.

Захария – мужчина. А к мужчинам в Израиле было особое отношение. На Востоке, когда мужчина говорит, женщины и домочадцы должны замолкать и внимать тому, что он говорит. Мария же еще юная девушка, практически не имеющая никаких прав и авторитета.

О Захарии и Елисавете сказано, что они были праведны, то есть в точности исполняли Закон Моисея. Нет сомнений, они вели высоконравственную жизнь. О Марии говорилось лишь то, что она была девой, то есть девственницей, а о ее праведности нет ни слова.

Из всего сказанного следует, что Захария имел намного больше преимуществ перед Марией. И по логике людей через Захарию, такого праведного человека из «правильного» рода, и должен был прийти Мессия в мир. Но Господь рождается через Марию! Почему?

Почему все-таки Мария?

Прежде всего, конечно, потому, что должно было исполниться пророчество о том, что Мессия родится от Девы, и все было предопределено. «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). И это пророчество напомнил евангелист Матфей, который написал свое Евангелие для иудеев, знающих пророчества. Он приводит много пророчеств, доказывающих, что Мессия был обещан Богом, и вот наконец воплотился.

Однако о Захарии в других Евангелиях не сказано ни слова. Значит, Лука, сравнивая Марию и Захарию, хотел подчеркнуть что-то еще, что-то особенное.

Важная аллегория

Лука написал свое Евангелие для язычников, на хорошем греческом языке, и использовал греческий способ мышления – аллегорию. Суть этой аллегории в следующем: Захария стремился к праведности по Закону Моисея, и через него в мир пришел пророк Иоанн Креститель. Хоть он и признан величайшим пророком, но все-таки он – не Мессия. Мария же обрела благодать у Бога, и произошло более великое событие – через нее в мир пришел Спаситель.

Иными словами, Захария олицетворяет Закон, а Мария – благодать.

Лука как бы говорит нам через аллегорию: для того чтобы принять Спасителя – Сына Божего – не обязательно быть мужчиной, праведным, священником, из определенного рода и хорошо знать Закон. Необходима лишь благодать Бога и вера человека.

Иными словами, теперь, для того чтобы Бог пришел в твою жизнь, не нужно быть священником, хорошо разбираться в Слове Божьем. Не важно, какого ты пола и из какого рода. Нужно просто поверить в искупительную жертву Иисуса Христа.

Благодать и вера

Итак, каждый может принять Спасителя в свое сердце и обрести спасение. Для этого необходима благодать от Бога и вера от человека.

Благодать была явлена и Захарии, и Марии, но Мария приняла весть с верой. Кстати, два раза слово «благодать» используется именно по отношению к Марии. Вера – это тоже бесценный дар от Бога, которым обладают все люди. Но не всякая вера является спасительной. Сегодня люди верят во что угодно. В Библии сказано, что даже бесы веруют и трепещут. Но только вера в Иисуса Христа приносит спасение, когда человек, подобно Марии, исповедует: «Да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1:38).

Вера и религия

В этом тексте Бог показывает две категории людей – религиозных и истинно верующих. Вера и религия – не одно и то же. Религия – это лишь способ приближения к Богу. Она включает в себя традицию, ритуалы, обряды, объясняющие суть евангельского учения.

Вера – это нечто другое. Вера принимает то, что говорит Бог.

Религия в основном опирается на внешние признаки духовности. Многие религиозные люди считают монашество высшей степенью служения Богу. Аскетический образ Иоанна Крестителя им кажется более благоговейным и богоугодным.

Но таким ли был Христос? Нет. Он ел и пил с грешниками и мытарями, носил обычную одежду, от людей не прятался, а, наоборот, шел в народ, чтобы нести Свое учение. И именно за это Его упрекали. «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Матф. 9:11).

Сегодня картина мало изменилась. Мы часто по внешнему виду человека судим о его духовности и святости, а Бог смотрит на сердце. Есть ли вера в сердце?

Мария выглядит более верующим человеком, чем Захария, потому что она принимает как благодать слова Ангела и верит в них. А Захария, скорее всего, сам не понял, как постепенно его веру заменила религиозность.

Самое страшное, что с годами верующий человек может попасть в ловушку религиозности и охладеть в вере. Нам необходимо помнить о такой опасности и наблюдать за своим сердцем. Апостол Павел говорит об этом так: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы...» (2Кор. 13:5)

Слово Бога исполняется

Так в чем же заключается главная мысль этого послания?

Автор связывает две истории – о Захарии и Марии – и подводит итог: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук. 1:37).

Слово Божье и есть главное твердое основание веры, о котором Лука говорит в самом начале послания. И оно обращено к каждому, кто его слышит, читает. Слово Божие вызывает в нас отклик – веру, «...ибо вера от слышания, а слышание от Слова Божьего» (Рим. 10:17). Слово Бога исполнилось и в жизни Захарии, и в жизни Марии. Следовательно, любое слово, сказанное Господом в нашу жизнь, обязательно исполнится.

Олег Шербан,
магистр гуманитарных наук

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!