• 0f756b4094686a554aa950e2934652b4

Из истории евангельского движения

Евангельских христиан в нашем обществе принято называть протестантами. Также принято считать, что это вероучение новое, навязанное России Америкой. Однако все не так. Евангельское движение зародилось в России естественным путем, без насаждения, достаточно давно, и пришло оно не из Америки, а, скорее, из Европы.

 

Различные формы протестантизма (лютеранство, методизм, кальвинизм) в России присутствовали, начиная со времен реформ Петра Великого, но не оказывали значительного влияния.

 

Первое Библейское общество

 

Однако после окончания Отечественной войны 1812 года император Александр I стал уделять внимание религиозно-нравственной деятельности. Поэтому, когда в 1812 году в Петербург прибыл представитель Британского и Иностранного библейского общества пастор Петерсон с предложением создать в России Библейское общество, он был принят с пониманием.

 

11 января 1813 года в доме князя Голицына состоялось первое собрание учредителей и торжественное открытие Библейского общества, в котором приняли участие представители нескольких христианских вероисповеданий – протестантские пасторы, римско-католический митрополит и представители высшего духовенства православной церкви.

 

Это общество сначала печатало и распространяло Библии на церковно-славянском языке, продавая их по льготной цене простому народу. Параллельно начался перевод Библии на современный русский язык, и вскоре Новый Завет был переведен. В 1818 году напечатаны Евангелия, в 1822 году – полностью Новый Завет и Псалтырь. Однако, вследствие интриг некоторых представителей духовенства при дворе, которые были крайне недовольны тем, что перевод, печать и распространение Библии не находились под их контролем, Александр I за 12 дней до смерти повелел приостановить деятельность Общества. В 1826 году Библейское общество было распущено.

 

Энтузиасты –книгоноши

 

Однако Библия на понятном языке уже начала распространяться среди населения. Этому способствовали энтузиасты, названные книгоношами. История сохранила несколько имен: шотландец Мелвиль («Василий Иванович»), немец Форхгамер, Яков Деляков, Иван Жидков – пасынок Делякова, и отец Якова Жидкова, первого президента ВСЕХБ (Всероссийский союз евангельских христиан-баптистов). В романе Достоевского «Бесы» есть интересный образ книгоноши Софьи Матвеевны.

 

Библия на понятном языке широко распространилась среди молокан, духоборов, а также скопцов и хлыстов. Правительство всеми силами боролось с этим, но безуспешно. Отголосок такой борьбы можно увидеть в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», где описано содержание в тюрьме более сотни крестьян за то, что они читали Библию дома.

 

Немного о религиозных течениях

 

Мы не можем углубляться в исследование этих религиозных групп, и они упомянуты здесь лишь для того, чтобы объяснить причины жизнестойкости такого явления, как российский протестантизм. Дело в том, что в дальнейшем молокане, духоборы ассимилировались с баптизмом и пятидесятничеством. Новое семя проросло на русской почве и глубоко укоренилось в ней. В то время как англикане, методисты, кальвинисты и лютеране так и остались непринятыми чужеземцами. В настоящее время превалирующей формой протестантизма в России является баптизм и разные версии пятидесятничества. Остальные представлены намного более скромно.

 

Духовная жажда народа

 

Важнейшим событием стала крестьянская реформа 1861 года, которая резко изменила духовные потребности крестьянства Российской империи. Следствием реформы стал возросший интерес народа к религии. А ставшая доступной Библия и появившаяся свобода привели к отходу части населения от традиционной православной религиозности.

 

В 1862 году был осуществлен полный перевод Библии на русский язык, названный Синодальным, который на данный момент является самым распространенным и авторитетным текстом Библии среди христиан России, а до недавнего времени он был единственным. Идея перевода Библии имела сторонников в лице Московского митрополита Филарета, протоиерея и архимандрита Макария. Профессор богословия Санкт-Петербургской духовной академии Г.П. Павский в течение 20 лет переводил все книги Ветхого Завета.

 

После этого вновь началось движение книгонош, распространявших Библии среди населения страны. Они сыграли ключевую роль в зарождении евангельского христианства в России.

 

Возникновение собственно евангельского христианства

 

Говоря о возникновении собственно евангельского христианства в Российской империи, необходимо указать на примечательный исторический факт. Дело в том, что почти одновременно и независимо друг от друга появились в разных местах религиозные группы с очень схожим вероучением. В дальнейшем они слились между собой, вобрав в себя молокан, духоборов и т.п. Это слияние породило направления, которые сейчас представлены баптистами и пятидесятниками. Таких мест было три. Это юг Украины (Херсонская, Екатеринославская, Таврическая и Киевская губернии), Кавказ и часть Закавказья, Петербург. Возникновение в них евангельского христианства охватывает двадцатилетний период с 60 годов 19 века по 1882 г.

 

Евангельское движение на Кавказе

 

На Кавказе евангельское движение началось в среде молокан исключительно под влиянием русского текста Нового Завета в результате их самостоятельного изучения Библии. Из среды молокан вышел Никита Исаевич Воронин (1840-1905), который, аналогично Лютеру, самостоятельно осознал, что спасение возможно исключительно по вере, а не по делам. Это произошло в 1867 году. Тогда же Воронин начал искать человека, который крестил бы его. Таковым оказался баптист Мартин Кальвейт, который приехал в Тифлис из Литвы. Воронин скрывал подробности своего обращения, рассказав об этом официально только через несколько лет.

 

Воронин начал проповедь среди молокан, и через полгода образовалась маленькая община из 6 человек, через десять лет их уже насчитывалось несколько десятков. Они начали миссионерскую работу на Кавказе и в Закавказье, результатом которой стало образование многих общин в Баку, Ленкорани, станицах Кубанской и Терской областей. Кавказское движение оказало существенное влияние на все последующее развитие евангельского движения России. Оно дало ему таких видных деятелей, как Павлов, Мазаев, Иванов-Клышников и многих других.

 

Евангельское движение на юге Украины

 

На юге Украины евангельское движение началось с появления так называемых штундистов.

 

Местом возникновения малороссийского штундизма считается деревня Основа Одесского уезда Херсонеской губернии, а первым штундистом был местный крестьянин Онищенко. Рассказывая о своем обращении А. Рождественскому, он говорит: «Я однажды молился, молился на поле, я плакал, я кричал: Господи, вразуми меня, исправь меня! Не знаю кто, я этого не видел, точно снял с меня одежду, и сделалось мне легко, и стал я свободный и узнал Бога». От Онищенко обратился в новую веру крестьянин Ратушный, а в начале 1862 года в селе Основа возникла первая община штундистов-малороссов в 20 человек.

 

Параллельно в начале 60-х годов появились штундисты в Елизаветградском уезде в деревнях Карловке и Любомировке и в Таврической губернии.

 

Со временем все перечисленные общины слились в единое движение. К 1882 году на Украине уже было около 4 тысяч штундистов. Изначально они не порывали с православием, но в результате начавшихся гонений отделились и образовали самостоятельное движение. Аналогичные процессы происходили и в другой части Малороссии – Киевской губернии.

 

Евангельское движение в Санкт-Петербурге

 

Так называемое в среде евангельских христиан «петербуржское пробуждение» тесно связано с личностью лорда Редстока (1833-1913). Именно его проповедническая деятельность в салонах высшего света Санкт-Петербурга привела к обращению некоторых аристократов, развивших затем широкую благотворительную и проповедническую деятельность, а в дальнейшем слившихся с рассмотренными выше движениями. Эти события 1874 – 78-х годов нашли отражение в творчестве русских классиков – Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и особенно Н.С. Лескова, написавшего «Великосветский раскол».

 

Лорд Редсток – потомственный английский военный. Его отец был адмиралом на флоте и поэтому после получения высшего образования Редсток поступил на военную службу. Это произошло в 1856 году, как раз заканчивалась война в Крыму, и он был отправлен туда. Но к его приезду военные действия уже прекратились. Однако, посещая поля сражений, Редсток заболел лихорадкой и оказался при смерти. Тогда он стал задавать себе вопросы о том, что с ним будет после смерти. Эти искания привели его к деятельной вере в Бога.

 

После выздоровления Редсток оставил военную карьеру и посвятил жизнь проповеди Евангелия. Он сошелся с дарбистами. Проповедь Редсток начал на курорте Уэстон-Супер-Меир, где имел большой успех. Проповедовал в других городах Англии, используя залы театров, манежи и зал политехнической школы. Проповедовал он везде, где был, часто обращаясь к прохожим на улице. В 1868 году проповедовал в Париже. А в 1872 году открыл собрания в Швейцарии. Там с ним познакомились глубоко религиозные русские великосветские дамы, в числе которых были Е.И. Черткова, Н.Ф. Ливен, сестры Козляниновы, А.И. Пейкер и др.

 

Черткова переживала личную трагедию – она потеряла двух молодых сыновей и мужа. Общение с Редстоком дало ей искомый мир в сердце. Поэтому после приезда в Петербург она в 1874 году пригласила его для проповеди Слова Божьего среди русских аристократов.

 

На Страстной неделе лорд Редсток открыл свои евангельские беседы-проповеди в маленькой  церкви на Почтампской улице. Проповедовал он на английском и французском языках. Вскоре его стали приглашать в дома аристократов. С этого времени началась «салонная миссия» Редстока. Он не был красноречив, не обладал харизматическим характером.

 

Вот как его характеризует Лесков: «Напротив, у него есть все, чтобы быть самым неувлекательным проповедником: копотливость и мешкотность». Проповеди его были предельно просты, речь косноязычна, но, тем не менее, он пользовался большой популярностью, и благодаря ему к Богу обратилось немало представителей высшего света.

 

Вот самые известные имена, хотя список далеко не полный. Елизавета Ивановна Черткова, вдова генерал-адъютанта Черткова, дочь графа Чернышова-Кругликова. Княгиня Наталья Федоровна Ливен, жена церемониймейстера при дворе Александра II. Княгиня Вера Федоровна Гагарина, сестра Н.Ф. Ливен. Гвардии полковник в отставке Василий Александрович Пашков и его жена Александра Ивановна. Граф Модест Модестович Корф, гофмейстер при дворе. Граф Алексей Павлович Бобринский, министр путей сообщения.

 

Эти аристократы, многие из которых обладали весьма значительным имением, тут же начали активную деятельность. Так, Е.И. Черткова стала членом дамского комитета посетительниц тюрем. Вместе с В.     Ф. Гагариной она организовала швейные мастерские и прачечные для бедных женщин. В. А. Пашков открыл на Выборгской стороне столовую для студентов и бедных рабочих, где за малую цену можно было пообедать. Ю. Д. Засецкая организовала первый в Петербурге ночлежный приют. Княгиня Ливен, Пашков, Гагарина и Черткова предоставили свои дома для евангельских собраний. М. Г. Пейкер начал издание религиозно-нравственного журнала «Русский рабочий». В 1884 году они организовали «Общество духовно-нравственного чтения», деятельность которого заключалась в издании книг, брошюр, трактатов на религиозные темы. За 8 лет существования они успели издать более 200 книг. Эта литература распространялась через книгонош, а также пересылалась почтой в больших количествах.

 

Пашков и Бобринский, будучи крупными землевладельцами, развили активную проповедническую и просветительскую деятельность в своих имениях.

 

В 1878 году Редстоку пришлось покинуть Россию. С этого же года в Петербурге были организованы регулярные большие собрания пашковцев (так стали именовать петербургское движение), хотя организованной общины они еще не представляли и от православия формально не отделялись, лишь проявляя активность христианской деятельности. Нужно сказать, что они имели большой успех.

 

Эта группа осознавала, с одной стороны, что они представляют собой нечто совершенно новое в религиозной истории России, а с другой, испытывала недостаток доктринальной оформленности своей веры, поскольку Редсток не учил догматике. Поэтому в 1883 году был приглашен из Швейцарии пастор Штокмайер, весьма известный в протестантских кругах, который несколько недель преподавал им основы вероучения. Затем это дело продолжил Георг Мюллер из Бристоля.

 

Благодаря миссионерской деятельности вышеописанных групп евангельское христианство быстро начало распространяться по Российской империи. В частности, выходцы из Украины организовали общины на Гомельщине в Белоруссии, затем в Минской и Витебской губерниях. Из Тифлиса евангельское христианство распространилось на Кубань и Армению.

Станислав Буланов

 

Феномен российского протестантизма

 

 

Протестантизм как религиозное направление сложился в XVI веке в результате Реформации. Его основные особенности: протестант уверен, что человека спасает только Христос, из чего следует, что все посредники между Богом и человеком исключаются. Протестант уверен, что его спасает личная вера, поэтому любой церковный институт имеет вторичное значение в сравнении с человеческой личностью, сделавшей выбор в пользу Христа. В протестантизме нет культа почитания святых.

 

Протестант уверен, что человек спасается только благодатью и милостью Божьей. Добрыми делами спасение заслужить невозможно. Действие благодати, однако, измеряется тем, насколько праведно живет человек. Но первична милость Бога к падшему грешнику.

 

И последнее важное отличие. Протестант признает единственным авторитетным источником Священное Писание. Поэтому Предание Святых отцов принимается только, если оно не противоречит Библии.

 

В протестантизм включается не только классическое лютеранство, кальвинизм и англиканство, но и вторая и третья волны Реформации: баптисты, адвентисты и пятидесятники. В нашей стране больше всего именно представителей второй и третьей волны.

 

На сегодняшний день в РФ насчитывается полтора миллиона протестантов. Вместе они занимают третье место по численности после православных и мусульман.

 

На сегодня протестантизм –это сложная конфессиональная группа, состоящая из множества направлений, союзов, ассоциаций и церквей.

 

За последние 25 лет российский протестантизм стал неотъемлемой частью и конфессионального поля, и общественной жизни.

 

Выдержки из статьи «400 лет одиночества: феномен российского протестантизма».

Автор: Оксана Куропаткина, эксперт Центра проблемного анализа

Источник: Baznica.info

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Share This Post