• christ'sbaptism

Близится Крещение

19 января в России принято отмечать Крещение. Но если спросить среднего россиянина, каков смысл этого праздника, то немногие смогут правильно ответить на этот вопрос.

 

В нашей стране Крещение встречают купанием в проруби в лютые морозы и гаданиями. Стоит ли говорить, что к истинному смыслу этого светлого христианского праздника подобные вещи не имеют ни малейшего отношения?

 

Чтобы понять настоящий духовный смысл великого праздника, давайте обратимся к событиям, которые положили ему начало – к тому дню, когда Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан и принял от него крещение.

 

 

Начало служения Христа

Нам мало что известно из Библии о детстве и юности Христа. Этот промежуток времени длиной в тридцать лет сокрыт от нас. Вероятней всего, в то время Иисус просто взрослел, набирался сил. Но Крещение ознаменовало начало публичной деятельности Иисуса, Его служения. С этого момента Его жизнь достаточно подробно описывается в Священном Писании. Уже это одно делает Крещение столь знаменательным событием. Но не только. Крещение Христа таит в себе непростые вопросы, которые, тем не менее, имеют непосредственное отношение к духовной жизни христиан, к нашей вере. Однако давайте по порядку.

 

Иоанн Креститель
Начать следует с Иоанна Крестителя, совершившего крещение Христа. Это был человек, появление на свет которого произошло необычным образом. Он родился у священника Захарии и его престарелой жены, в соответствии с пророчеством, которое возвестил Ангел, посланный Богом. И даже имя Иоанну дано по указанию Ангела. «Явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 7:11-13).
Придя в зрелый возраст, Иоанн понес тяжелейшее пророческое служение: жил в пустыне, питался в буквальном смысле подножным кормом – диким медом и акридами (род саранчи). Его одежда была сделана из очень жесткого и колючего верблюжьего волоса. Представьте только, каково было носить ее на голой коже. Однако эта одежда в те времена являлась обязательным атрибутом пророка, отрешившегося от всего земного ради служения Богу.
Пророческое слово, которое Иоанн нес Израилю, оказалось под стать его облику и образу жизни. Он был суров и говорил правду в лицо даже царям, за что Ирод в итоге его и казнил, ведь Иоанн обличал этого царя в грешной связи с женой брата. Проповедовал Иоанн о том, что очень скоро наступит Царство Небесное и потому людям следует покаяться в грехах, изменить образ жизни, чтобы войти в это Царство. Те, кто принимал его весть и раскаивался перед Богом, в знак своего покаяния принимали крещение, которое и называется потому крещением покаяния или Иоанновым крещением (Деян. 19:1-4).
Толпы народа со всего Израиля стекались к Иордану. Крещение Иоанна свидетельствовало, что человек покаялся, очистился и был морально готов к приходу Мессии и Его царства. Это крещение не следует путать с христианским. Оно характеризуется тем, что готовило людей к приходу Мессии, тогда как христианское крещение соединено с верой в Иисуса, который уже явлен.
Но Иоанн говорил не только о покаянии. Он говорил о том, что вслед за ним идет больший его, Тот, кто владеет Царством Божьим, а сам Иоанн всего лишь готовит Ему путь своим служением. И однажды среди толпы народа, пришедших к нему, Иоанн увидел Того, кого так ждал. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Мф. 3:13).

 

Загадки крещения

И здесь перед нами встает загадка Христова крещения. Как мы уже знаем, Иоанн крестил народ в покаяние и оставление грехов. Для чего же тогда креститься Иисусу, который не имел на Себе никакого греха? Иоанн удерживал Христа, пожелавшего креститься у него, осознавая это. К тому же Иоанн прекрасно понимал свое положение: «… Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне»? — спросил он у Спасителя (Мф. 3:14). «Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его» (Мф. 3:15). Христос настаивает, и Иоанн крестит Его в водах Иордана. Почему Христу важно было принять крещение?
Мы можем только рассматривать различные аспекты Божьих свершений, которые безграничны, как безграничен Сам Бог. Вот только некоторые из них, относящиеся к крещению Христа.
Актом крещения вместе с народом Христос до конца отождествил Себя с человечеством. Он уже родился, будучи и Человеком и Богом, но, придя к Иоанну Крестителю, осознанно подтвердил, что готов разделить участь людей. Христос смиренно и молча встал в очередь грешников, ожидающих крещения. Он ничем не выделялся в толпе, ничем не обнаруживал Себя. Но исполненный Духа Иоанн Креститель заметил Его и указал на Христа всему народу. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1:29).

 

Крещение Иисуса отметило высшую точку служения Иоанна, ради этого Иоанн и родился. В глазах народа Креститель, всем известный пророк, на тот момент был намного выше Христа, которого еще никто не знал. Чудес Иисус еще не творил и ничему не учил, поэтому нужно было показать Мессию народу. Иоанн Креститель сделал это открыто и публично. «Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:30-31). Иоанн Креститель смиренно уступает приготовленную им дорогу Христу, понимая, что выполнил свою миссию. «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним…… Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:28-30).

 

Есть еще одна сторона крещения Иисуса, которую нельзя обойти молчанием. Это слова Христа, когда Он отвечал Иоанну Крестителю на его возражения: «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Иисус фактически говорит Иоанну, что, хотя на Нем и нет греха, необходимо исполнить то, что Бог считает правильным. Точно так же, как было необходимо для Иисуса молиться в синагоге, бывать на пирах, платить подать в храме, так же правильно для Него было принять крещение со всеми иудеями. Поскольку Христос пришел снять проклятие, полагающееся за преступление закона Моисея, то должен был прежде Сам исполнить весь закон, чтобы иметь право на это.

 

Сошествие Духа

Что же случилось после того, как Христос принял крещение? Произшли события, еще более примечательные и чудесные. Дух Святой сошел на Иисуса в виде голубя, и Отец публично выразил Свое благоволение в Сыне. В момент крещения Иисуса впервые в истории проявились одновременно все три ипостаси Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16,17).

 

Сошествие Духа Святого на Иисуса также имело несколько значений.

Самое главное: именно Дух Святой наделил Иисуса силой для служения, ознаменовавшегося небывалыми делами. Только после этого события Христос начал творить чудеса и знамения, исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых, начал открывать людям Свое учение. Силой Духа Святого Он взошел на крест и был воскрешен из мертвых.
Голубь, в облике которого сошел с Небес Дух Святой, является символом невинности, чистоты и кротости, что прекрасно характеризовало человеческие качества Иисуса. Это также было знаком для народа, подтверждающим, что Иисус есть Мессия, во исполнение пророчеств Ветхого Завета.
В то же время сошествие Духа предвозвещает Пятидесятницу, с которой начнется крещение Духом Святым для Церкви, наделяющее верующих силой для праведной жизни и помазанного служения. Следует, однако, всем нам помнить, что между сошествием Духа и началом служения Христа была еще пустыня, сорокадневный пост и искушения дьявола.
Не менее замечательны и слова Бога-Отца, провозгласившего благоволение в Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Признание Отцом Иисуса как Своего Сына, является неоспоримым свидетельством для тех, кто слышал это.

 

Вот такой смысл несет в себе праздник Крещения. Надеюсь что те читатели, которые связывали Крещение с гаданиями и купанием в ледяной воде, теперь посмотрят на этот праздник с другой стороны.
Лучше, вместо этого, обратиться к Богу в молитве покаяния и принять в сердце Иисуса Христа как Господа и Спасителя. А потом в поместной церкви принять водное крещение по вере и креститься Духом Святым.
Поздравляю всех христиан с праздником Крещения и желаю такого же послушания воле Небесного Отца, такого же смирения, которое проявил Христос, принимая крещение. И пусть Небеса над вами будут всегда открыты!

 

Станислав БУЛАНОВ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Share This Post