Ликбез для родителей
Наши дети похожи на маленьких беззащитных лилипутов в стране суровых каменных великанов. Они нуждаются в добром слове, в поощрении, в любви и поддержке гораздо больше, чем взрослые.
Преподобный Антоний Великий сказал: «Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно, в этом твое падение».
Родителям стоит следить за тем, что они говорят, воспитывая детей, и не укорять их, а подсказывать им.
Альтернатива фразам, которые нельзя говорить детям:
«Не ешь быстро» – «Прожевывай еду хорошо».
«Хватит носиться!» — «Играем в медленные ножки!»
«Не кричи!» — «Я могу слышать тебя, только когда ты говоришь нормальным голосом». Также уместно рассказать ребенку сказку о маминых ушках, которые при громких звуках начинают плохо слышать.
«Опять бардак» – «Уберись, пожалуйста»; «Время порядка! Посмотрите, все игрушки, какая суперскорость есть у нашего ребенка».
«Сколько тебя еще ждать?» — «Нам пора уходить, собирайся побыстрее, пожалуйста»; «Мы выйдем за дверь, когда песня закончится!» (и поставить веселую песню).
«Куда полез?» – «Отойди, спустись, пожалуйста!»
Команды, связанные с безопасностью, нужно уметь формулировать четко и коротко:
«Не упади! Осторожнее!» – «Держись!»
«Не бегай, не прыгай!» — «Стой!»
«Будешь плакать!» – «Подумай о последствиях».
«Поскользнешься» – «Внимательно смотри под ноги, не торопись».
«Промокнешь!» – «Возьми зонт, надень резиновые сапоги».
«Руки у тебя не оттуда растут» — «Постарайся, попробуй еще раз».
«Не выйдешь из-за стола, пока не доешь» — «Тарелка любит чистоту»; «Интересно, какие необыкновенные способности у тебя появятся, когда ты доешь всю эту еду?»
«Сладкое — после обеда» — «Сначала мы едим приготовленное, а на десерт у нас...»
«Как я от тебя устала!» — «Я устала от шума. Давай придумаем тихую игру».
«Быстро спать!» — «Пора спать! Мы пойдем в кроватку на руках, на четвереньках или задом наперед? Выбор за тобой!»; «Твой мишка уже ждет тебя в постельке и очень хочет, чтобы ты его обнял»; «Давай почитаем, что там происходит дальше в нашей книжке».
«Сколько раз тебе повторять?» — «Если у тебя не получается, я могу помочь».
«Угомонись» — «Сейчас я нажму на волшебную кнопку на твоем пузике, и ты превратишься в стойкого оловянного солдатика!»; «А теперь делаем то же самое, но со скоростью черепахи».
Исключить из употребления, дабы поберечь психику ребенка:
«А что ты хотел? Сам виноват». Это развивает комплекс неполноценности и постоянное чувство вины.
«Я же говорила!» Предсказания-предостережения отнимают у ребенка право на самостоятельность и не оставляют выбора, ведь, как мама сказала, так и будет.
«Мне все равно, что ты там хочешь, я тоже много чего хочу». Подобные диктаторские выпады чреваты в будущем тем, что ребенок вырастет либо безвольным человеком, неспособным ничего решить (потому что за него всегда все решала мама), либо отчаянным бунтарем, который в любой ситуации «гнет свою линию» и никого не слышит.
«Бери, только оставь меня в покое». Такой подход сулит в будущем манипуляциями, с помощью которых ребенок будет пытаться нарушать запреты.
Источник азбука.ру