Грех – единственное, что разделяет человека с Богом. Человек по своей природе полностью пропитан грехом. Грехи могут быть абсолютно разными: убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, злословие, магия, нечистые мысли и многое другое.
Древнееврейское слово, обозначающее грех, можно перевести на русский язык как «промах, преступление, неудача». Согрешить – значит допустить промах, преступить черту, нарушить норму праведности Божией в силу намеренного нравственного выбора, оскорбительного для Бога.
Грех — состояние сердца
Человек грешен не только потому, что он совершает поступки, называемые грехами, но и потому, что пребывает в состоянии греховности. Грех, подобно болезни, является состоянием. И, как болезнь сопровождается многочисленными симптомами (болью, лихорадкой и слабостью), так и грех проявляется в различных недобрых делах. Но выйти из этого состояния, прекратив творить зло, человек не может, так же, как невозможно победить болезнь, убрав симптомы. Необходимо искоренить грех.
Поскольку грех – состояние сердца, попытки творить добро сами по себе не способны его искоренить. Добрые дела не помогают спасению, ибо человек не может изменить себя, свою природу. И только Бог способен изменить нас, обновив наши сердца: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез.11:19). Именно это Он и сделал для нас во Христе: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены» (Еф.2:4-5). Христос пришел на эту землю, прожил жизнь, не совершив ни одного греха, и принял мученическую смерть, взяв на Себя грехи человечества.
Можно ли быть хорошим и не спастись?
Вы, наверное, слышали такую фразу: «Мне незачем каяться, я не совершал греха. Никого не убил, не воровал, не обманывал, вел здоровый образ жизни. И вообще, ничего бесчеловечного не совершаю».
А бывает, что сердце человека столь сильно ожесточено грехом, что человек перестает чувствовать вину. Или же грешник намеренно оправдывает собственные грехи, все больше убеждаясь в своей правоте. Он прибегает к различным способам самооправдания и самообмана. Пытается сравнить собственное поведение с поведением других людей, которые, по его мнению, являются еще большими грешниками, нежели он сам.
Иоанн пишет о таких людях: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин.1:8). Апостол предостерегает людей от подобного обольщения. Не замечать за собою греха далеко не означает быть свободным от него. Ведь, как пишет пророк Иеремия: «Лукаво сердце человеческое, более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9). За всю мировую историю жил лишь один человек, Который не совершил ни одного греха – это Иисус Христос: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1Ин.3:5).
Давайте посмотрим, как разные люди относятся ко греху.
Живущие в свое удовольствие
Многие порой не задумываются о вечности. Их девиз: «Живи здесь и сейчас, не думай о будущем, ведь живем-то один раз». Если принять такую позицию, то следует жить в свое удовольствие и не думать о последствиях.
Но мудрый царь Соломон говорил: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.11:9). Бог не говорит, что земные наслаждения — это плохо, но дает понять, что за всякое действие человек даст отчет. Всякое чувство и влечение, каждый поступок «будут приведены Богом на суд», т. е. не избегнут Его оценки — одобряющей или осуждающей. Независимо от того, верит ли человек в жизнь после смерти или нет, она все равно наступит, а где ее станешь проводить, нужно решать уже сейчас.
Агностики
Агностики считают невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни. По мнению христианина, Бог есть. По мнению атеиста, Бога нет. Агностик же воздерживается от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания существования Небесного Творца.
Большинство агностиков восхищаются жизнью и учением Иисуса Христа, изложенными в Евангелиях, но не более, чем восхищаются биографией какого-либо другого известного человека. А также воздерживаются от высказываний о вопросе вечной жизни.
Что касается греха, агностики считают это понятие бесполезным. Они допускают, что есть хорошие поступки и плохие. Более того, за плохими поступками должно следовать наказание, но лишь для исправления человека в лучшую сторону. А раз грех – понятие бесполезное, то нет надобности и в жертве Иисуса Христа.
Христиане
Христианин – это тот человек, который любит Господа и доказывает это своей жизнью. В переводе с греческого, слово «христианин» означает «последователь Мессии (т.е. Иисуса Христа)».
Как христианин относится ко греху? Он верит, что его грехи прощены благодаря жертве Христа, что он спасен и его ждет вечная жизнь с Богом. Он полностью осознает, что не может справиться с грехом без Бога, поэтому старается постоянно пребывать в учении Христа, назидая себя Словом Божиим, посещая богослужения, непрестанно молясь.
Как стать христианином?
Библия говорит: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13). Призывая имя Иисуса Христа, ты показываешь, что веришь в Него.
Призвать Его имя – означает обратиться к Богу в молитве покаяния, понимая, что спасение можно обрести только через Христа. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Ин.1:9). Когда ты исповедуешь свои грехи в молитве покаяния, Бог прощает тебя. Ведь Иисус уже заплатил за все твои грехи. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши» (1Пет.3:18). Остается только это принять и жить для Господа.
Откуда пришел грех?
Первая запись и упоминание о грехе передается в Библии в связи с событиями, происходившими на небесах. Ангел Люцифер возгордился и захотел быть равным Богу (Ис.14:12-14). Бог изгнал Люцифера с небес за этот грех гордости, и он стал тем, кого Библия называет дьяволом, или сатаной.
Первый грех на земле описывается в Бытии, глава 3. Он произошел в Едемском саду. Бог сказал Адаму и Еве, что они не должны вкушать плода от дерева под названием «дерево познания добра и зла» (Быт.2:16,17). Они ослушались Бога и ели от запретного плода. Таким образом стали грешниками.
Библия говорит о грехе следующим образом:
– Нарушение Божьего закона, или беззаконие, есть грех (1Ин.3:4).
– Непокорность, или возмущение против Бога, есть грех (Иез.2:3).
– Всякая неправда есть грех (1Ин.5:17).
– Моральная нечистота, или блуд, есть грех (2Цар.12:9,13).
Елена Бессалова