Александр Шевченко – основатель и старший пастор церкви «Дом Хлеба». Автор и ведущий телевизионных христианских программ «Угол», «Позиция». Автор таких популярных книг, как «Виды ментальности», «Заступитесь кто-нибудь» и «Покушение на высший суверенитет». Александр дал интервью «Христианской газете».
– Александр, сегодня мир предлагает молодым людям, христианам в том числе, массу развлечений, которые приводят ко греху. Возможно ли сохранить себя в чистоте и святости?
– Святость – это состояние, которое вытекает из отношений с Богом. Святость – отделение себя. Она, как и любовь, – не просто воздержание от чего-то плохого, но энергия, направленная в сторону Личности.
Мне кажется, невозможно найти причины настолько веской, чтобы удержать себя от искушений и в мыслях, и в действиях, если нет в поле зрения Личности, которой ты дорожишь до такой степени, что не позволишь себе огорчить эту Личность или причинить ей боль. Разумеется, речь идет о Боге. Можно человека окружить заповедями и запретами: не укради, не убей, не прелюбодействуй. Эти запреты в основном направлены на то, чтобы сохранить душу человека от распада и разложения. Но Христос говорит: «Если вы Меня любите, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Иными словами, Он подчеркивает: «Если Я для вас дорог и вы знаете, что тот или иной ваш поступок причинит Мне боль, не совершайте его». Ведь если вы понимаете, что вашему любимому человеку что-то неприятно, вы будете стараться не делать неприятного, не так ли? Таким образом, уровень нашей чистоты и святости в какой-то степени пропорционален уровню отношений: насколько я дорожу Богом, настолько буду хранить себя в чистоте.
Здесь возникает другой вопрос: почему мой грех неугоден Господу? Ведь мы, греша, в основном наносим вред себе, а не Богу. Но мы настолько ценны для Господа, что любая глупость, которую совершаем, отдается в Его сердце болью. А нам кажется, что Он нас в чем-то ограничивает, лишает удовольствий. Так рассуждает плотской ум.
Однажды молодой человек мне сказал: «Что, и пиво нельзя? Там ведь всего несколько градусов алкоголя. Такое чувство, что Бог у меня последнюю радость забрал!» Я на него посмотрел и сказал: «Да пей, сколько угодно, если это для тебя – последняя радость». К сожалению, многие имеют такие неправильные представления о радости, о жизни и о Боге.
– Случается, что даже некоторые крепкие христиане впадают в грех. Как это предотвратить?
– Один из методов, достаточно проверенных жизнью, – подотчетность. Сегодня люди уходят в собственное закрытое пространство и твердят о своей неприкосновенности: что хочу – надеваю, что хочу – слушаю, смотрю. Многие не подпускают никого к своим компьютерам и телефонам. Если я что-то скрываю, значит, не живу во свете, потому что в Библии написано: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3:20-21). Что такое свет? Это, когда в любой момент твой ребенок может спросить: «Папа, что ты смотришь?» Когда всегда жена может позвонить и поинтересоваться: «Где ты сейчас?» И ты спокойно даешь ответы на эти вопросы.
Подотчетность в моем понимании – сознательный выбор человека, когда тот приглашает в свою жизнь некоторых людей и возлагает на них ответственность интересоваться его личными делами. Я сам имею несколько таких человек. Это священнослужители церквей. Видя их настоящую любовь ко мне, я попросил их: «Пожалуйста, не смущайтесь, спрашивайте меня о том, как я веду себя в интернете, в поездках. Я сознательно даю вам на это право. И если вы сочтете меня недостойным, можете отстранить меня или от участия в хлебопреломлении, или вообще от служения в церкви на неопределенное время».
Автономия – очень скользкая дорога. И пришел я к такому заключению, читая книгу Иова. Там написано, что Иов собирал своих детей, интересовался их жизнью и потом молился за них перед Богом. Делал он это даже тогда, когда его дети уже были взрослыми и имели свои семьи. Иову было не все равно. И я решил, что иметь в своей жизни человека или нескольких людей, которым не все равно, как ты живешь, – это во благо.
– Что происходит с теми, кто уходит от Бога?
– Уходя от Бога, совершая в мыслях, словах или поступках что-либо, огорчающее Господа, вы сами себя разрушаете и умираете духовно. Вы становитесь черствым и грубым, бесконтрольным человеком. Это называется расщеплением души. Человек в таком случае делается двуличным, живущим по «двум паспортам»: один он на людях, другой – тогда, когда его не видят. Это ужасное состояние.
– Как не допустить подобного?
– Необходимо прислушиваться к малейшему дискомфорту внутри, к малейшему беспокойству. Нужно каждый вечер анализировать прожитый день: все ли было сделано в нем правильно. Надо спрашивать у Бога, доволен ли Он вами. И если было что-то не так, стоит вовремя с этим разбираться. Незамедлительно, как только почувствуете, что стоите на пороге греха, или если уже согрешили. Ваш дух подскажет вам, когда происходит что-то неправильное: будет ощущение, что вы сели в поезд, но едете не в том направлении.
Не живите с чувством, когда вам внутри плохо, даже если вы не знаете, чем такое ощущение вызвано. Уединитесь, не ложитесь спать, не гасите свет, пока не поговорите с Богом. Вы должны найти в себе мужество, сломать собственную гордость и согласиться, что Бог прав и Его законы вечны, а вы неправы. Надо признаться перед Богом: «Я повелся на искушение. Я сожалею, что согрешил, что сделал Тебе больно, Господь, что не почтил Тебя». Это называется покаянием. Неважно, где вы будете его совершать: у алтаря, дома, в своей комнате или на улице. Важно, чтобы вы его совершали.
Живите в гармонии с Богом. Тогда мир заиграет другими красками. Вы расцветете и станете счастливы, вас будет тянуть в общение с людьми, с родителями. Вы перестанете бояться уединения или одиночества, потому что начнете ощущать, что вы не одни – Бог с вами. Это и есть настоящая счастливая жизнь, запланированная для нас Господом.
Беседовала Елена Рыч