Вход Иисуса Христа в Иерусалим

Если сложить четыре Евангелия воедино, то земная жизнь Иисуса Христа будет представлена во всей полноте. Евангелисты описывают разные события, которые, дополняя друг друга, рассказывают о земном служении Господа. Но Пасху - воскресение Иисуса Христа - описали все четверо евангелистов, настолько важно для каждого из них это было! Что значит Пасха для вас?

Каждый год, в предвкушении Пасхи, в моем представлении вновь и вновь оживает одна и та же картина: Иисус в окружении Своих учеников приближается к Иерусалиму.

В эти дни в Иерусалиме было многолюдно: из близлежащих римских провинций, преодолевая сотни километров, каждый год туда направлялись десятки тысяч людей праздновать Пасху. Каждая семья несла с собой ягненка, чтобы принести его в жертву за свои грехи. Таково было повеление Бога после выхода израильтян из египетского рабства. Тогда ангел, посланный Богом, прошел мимо иудейских домов, дверные косяки и перекладины которых были окроплены кровью жертвенных  ягнят, и сохранил жизнь первенцев из иудейских семей. Отсюда берет начало праздник «Пасха», что означает «пройти мимо». 

Наступало ключевое событие в истории человечества, когда Бог-Отец, являя погибающему во грехах миру Свою Любовь, предусмотрел в Единородном Сыне Своем Жертву живую, святую, благоугодную. Иисус Христос станет последней и совершенной жертвой, после Которой пролития крови больше не понадобится. Эта жертва даст всем людям шанс примириться с Богом -Творцом.

Каким способом Жертва будет принесена, в те дни знал только Иисус Христос. Он не скрывал этого от учеников, но они многого тогда понять не могли. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф.20:18-19).

 

Иисус въезжал в Иерусалим, как царь «праведный и кроткий… сидя на молодом осле». Люди, свидетели чудес, которые совершал Иисус, стали «..в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» (Лк.19:37-38). «Многие же постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге» (Мк.11:8).

Пальма в Израиле считалась национальным символом, олицетворяющим победу. Во время триумфального въезда Христа в Иерусалим народ приветствовал его пальмовыми ветвями. В России этот символ заменили вербные ветки, на которых с весенним пробуждением к празднику Пасхи обычно появляются почки. Вербное Воскресенье - так в России именуется День празднования Входа Господня в Иерусалим.

«Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» - слышно повсюду, когда Господь въезжает в город. Люди ликуют: обещанный Богом долгожданный Освободитель шествует по улицам Иерусалима. Наконец-то близится час, когда разрешатся узы рабства! Все уверены: Мессия свергнет римлян, возьмет власть в Свои руки и освободит народ от политического господства ненавистных врагов. Сделать такое сможет только Он! Это очевидно: больных исцеляет, мертвых воскрешает! При таком Царе не придется терпеть голод, ведь Он не один раз чудесным образом кормил тысячи людей.

 

Среди шумного, неуемного ликования лишь Иисус понимает, как близка трагедия, о которой пока никто из толпы не догадывается. Пока лишь один Господь знает, чем для всех скоро обернется это ликование! Сегодня они вторят хвале, крича: «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне!», а через несколько дней будут орать: «Распни Его!»

Сердце Иисуса сжалось. Не сдерживая боли и сочувствия, Он плакал о тех, ради которых Ему уготованы такие страдания: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.21:37). Иисус скорбел о Своем народе, который не раз отвергал посланников Божьих. Религиозность этих людей сводилась только к внешним проявлениям, и в данном случае к рукоплесканиям и возгласам. «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! - обращается Он к городу. - Но это сокрыто ныне от глаз твоих; Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:42-44). И затем Иисус сказал страшные слова: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 21:37-39). Это Он сказал о Храме, который освятил Сам Бог. Израильтяне же сделали его местом торговли, а живые отношения с Богом превратили в мертвую религиозность.

 

Войдя в Иерусалим, Христос направился в Храм оттуда. После того, как выгнал меновщиков, проповедовал, обличая книжников и фарисеев. Вечером Иисус со Своими учениками вышел из Иерусалима в Вифанию, чтобы там провести ночь.

На следующий день «поутру, возвращаясь в город, взалкал; И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф.21:19). Это событие символично: вот что может статься с тем, кто не приносит плода в нужное время!

Нечеловеческие испытания ожидали Иисуса впереди. Через четыре дня Христос будет молиться на южном склоне Елеонской горы в Гефсимании, изливая свою боль Отцу, в душевных борениях покоряясь Его промыслу: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!»

До пролития жертвенной крови Иисуса Христа на кресте оставалось четыре дня.

Еще четыре дня, которые перевернут мир и дадут отсчет новой эры - эры Нового Завета. Все последующие  годы люди будут вспоминать о Его страданиях, собираясь на Господню Вечерю.

Людмила БУЛАХ 

Вечеря Господня 

Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что вскоре Ему предстоит умереть. Он знал о предательстве, о том, что Ему осталось быть на свободе меньше суток, поэтому хотел успеть совершить Пасху вместе со Своими учениками.

Все, что участники трапезы вкушали в этот вечер, имело особенный смысл, напоминало историю искупления Израиля. Самым важным атрибутом Пасхи был пасхальный агнец, которого следовало жарить на огне. Он напоминал о первой Пасхе - той ночи, когда израильтяне выходили из египетского рабства.

Итак, Иисус  посылает двух Своих учеников, Петра и Иоанна, приготовить пасху.

-- Где велишь нам приготовить? -- спросили ученики. Иисус отвечал:

-- Как войдете в город, встретится вам человек, несущий кувшин воды. Вы же последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» Тогда он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

Вечером Иисус с учениками пришел в Иерусалим. Хозяин уже ждал их. Большая верхняя комната выметена и выстлана циновками. Все в ней приготовлено для празднования Пасхи. Ученики начали рассаживаться. Но тут между ними возник спор: кто сядет ближе к Учителю, кто из них больше? Ведь у иудеев места во время таких вечерей занимали по старшинству, которое строго соблюдалось. Иисус же сказал им:

-- Цари господствуют над народами, и владеющие ими называются благодетелями. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.

И тут же Сам поступает по словам Своим, оставляя пример всем нам. Иисус встает, снимает с Себя верхнюю одежду и опоясывается полотенцем. Ученики на секунду замирают в недоумении. Христос же наливает воду в кувшин и готовится мыть им ноги. Так обычно на Востоке делали слуги, когда встречали гостей, ведь гости шли к ним по пыльной дороге. Но  сейчас  обязанности раба исполнил Сам Господь.

 

Когда Иисус омыл ноги ученикам и вернулся на Свое место во главе стола, Он сказал:

- Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

Спустилась ночь. В горнице зажгли светильники. Во время трапезы Иисус сказал:

- Один из вас предаст Меня. Он ест со Мною. Впрочем Сын Человеческий идет, как было написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

  В смятении и страхе ученики стали переглядываться. «Не я ли?» -- посыпались вопросы. Иуда, которого наверняка в этот момент раздирали противоречивые чувства, тоже осмелился спросить:

- Не я ли, Учитель?

- Ты сказал. Это твои слова. Что делаешь, делай скорее, -- твердо добавил Иисус, взглянув на него. Все подумали, что Он посылает его купить необходимое к завтрашнему празднику.

Иуда встал и молча вышел. Ночной мрак поглотил его. Все мосты были сожжены. Христос же говорил ученикам:

- Дети! Недолго уже быть Мне с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал:

- Примите, ядите; сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу, благодарив, подал им:  и пили из нее все. И сказал им:

- Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк.14:18-24).

Завет, о котором говорил Иисус, - это не завет между человеком и человеком, но это новые отношения между людьми и Богом. Через пролитие крови, символом которой было вино на  вечере, Бог устранил преграду, стоявшую между Ним и человеком. А хлеб стал символом Тела Иисуса.

Трудно было тогда ученикам понять Его слова. А ведь в тот момент совершалась «новая Пасха» - Его праздник, знаменовавший уже исход на свободу и усыновление Богом не одного народа, а искупительный дар всему миру. И сегодня христиане постоянно совершают хлебопреломление, вечерю Господню, как свидетельство того, что они причастны к Телу Христа - Его Церкви - и к Его крови, очищающей от всякого греха.

Юлия САМАРСКАЯ

В Гефсимании

После вечери Христос со Своими учениками направился в Гефсиманский сад, небольшое частное владение, обнесенное стеной. Здесь находилась оливковая роща.

Полная луна серебрила листву и рождала отблески на изогнутых стволах деревьев. Ничто не нарушало молчания прохладной весенней ночи. Ученики, войдя за ограду, стали располагаться на отдых. «Побудьте здесь, а Я тем временем пойду туда и помолюсь», -- сказал Иисус, указывая на глубину сада.

Петр, Иаков и Иоанн, которых Он взял с Собой, наверняка заметили перемену в Учителе. «Душа Моя скорбит смертельно, -- проговорил Он. -- Побудьте здесь и бодрствуйте». Впервые ученики ощутили, что Ему нужна обыкновенная человеческая помощь. Но они были не в состоянии исполнить просьбу Иисуса - на них нашел сон.

Христос же отошел в сторону и, упав на колени, начал горячо молиться. «Авва, Отче, -- говорил Он, -- все возможно Тебе! Пронеси эту чашу мимо Меня. Но не чего хочу Я, а чего Ты... Не Моя воля, но Твоя да будет».

Он молился. Ученики спали.

А на улицах Иерусалима уже раздавались шаги стражи.

Что испытал Иисус, когда лежал на холодной земле в борении духа? Естественный страх перед пытками и смертью? Одиночество и смятение?

Нам не дано проникнуть в глубину томления, свидетелем которого оказался старый оливковый сад. Но те, кому Христос открылся в любви и вере, знают самое главное: Он страдал за нас, пережил весь ужас душевных мук, свойственных человеку, но при этом остался верным в Своем выборе - исполнить миссию до конца, быть послушным Отцу до смерти и смерти крестной.

Что мысленно видел Он? Крест? События будущего? Гонения, войны, насилие? Отступничество Его последователей? Никогда еще человеческое сознание Христа с такой силой не противилось ожидавшим Его мукам, как в час Гефсиманской молитвы. Вот почему Он просил любимых учеников поддержать Его в молитве.

«Симон, ты спишь? -- пытался разбудить Иисус Петра. -- Не мог ты один час пободрствовать?» Тот поднялся, увидел лицо Учителя, изможденное, покрытое каплями пота, которые были, как кровь, но дремота вновь одолела его. Попытки пробудить других учеников тоже оказались напрасными.

Так, всеми покинутый, страдал Иисус. Евангелист Лука говорит, что лишь ангел укреплял Христа. И именно там, в Гефсимании, была одержана Его главная победа - победа над собственной душой. «Не Моя воля, но Твоя да будет» - таков итог этой битвы.

Наконец Иисус закончил молиться и подошел к апостолам: «Что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение... Идем. Вот, предающий Меня близко». Они поднялись, ошеломленно озираясь.

В это время сад осветился факелами, послышались шум и голоса. У входа показалась толпа людей. Впереди шел римский трибун с солдатами, за ним -- храмовые служители.

Иисус двинулся навстречу.

- Кого ищете? -- спросил Он.

- Иисуса Назарянина.

- Я есмь, -- ответил Христос священной формулой имени Божия.

Иудейская стража, услышав ответ, отступила. Он же сказал:

- Если Меня ищете, оставьте этих, пусть идут.

Тогда вперед протиснулся Иуда. Он обещал солдатам знаком показать, кто из этих людей Иисус, чтобы при аресте в ночном саду не произошло ошибки.

- Приветствую Тебя, Равви! -- сказал он, целуя Учителя.

- Друг, вот для чего ты здесь! -- промолвил Иисус. -- Поцелуем ли предаешь Сына Человеческого?

Стража немедленно окружила Христа.

- Господи, что, если мы ударим мечом? -- сказал Петр и, не дожидаясь ответа, бросился на одного из тех, кто начал связывать руки Учителю. Удар вышел неловким. Петр лишь отсек ухо архиерейскому слуге. В другое время Его, конечно, тут же схватили бы, но сейчас все внимание было сосредоточено на Христе.

«Оставьте, довольно! -- сказал Иисус апостолам, а затем прикоснулся к уху слуги и исцелил его. -- Чашу, которую дал Мне Отец, неужели Я не стану пить ее?» Он повернулся к отряду: «Как на разбойника, вышли вы с мечами и кольями задержать Меня. Каждый день сидел Я и учил в храме, и вы не взяли Меня. Но этот час ваш, и власть -- тьмы».

Быть может, ученики ждали в этот момент чуда, но чуда не произошло: грубые руки скручивали Иисуса веревками...

Иуда, боясь, что шум привлечет ненужных свидетелей и может подняться возмущение, торопил воинов: «Возьмите Его и ведите под надежной охраной». После этого пытались задержать и остальных, но те, воспользовавшись темнотой и сумятицей, разбежались.

Когда Иисуса выводили из сада, все, казалось, было спокойно. Замысел врагов удался вполне.

Друзья Иисуса скрылись. При виде Учителя, Который покорно дал увести Себя, их охватила паника, и они забыли, как обещали идти за Ним на смерть. Только Петр и Иоанн, придя в себя после первого потрясения, осмелились последовать за стражей на безопасном расстоянии.

Но впереди их всех ждали другие потрясения. Их Учителя арестуют, отведут на суд к Пилату, где Ему будет вынесен смертный приговор через распятие на кресте.

Но смерть не сможет одержать победу над Сыном Божьим! На третий день Он воскреснет!

Юлия САМАРСКАЯ

Воскресение Христа

«Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего....»

(2Кор. 5:15)

Почему же Пасху называют главным праздником всего христианского мира? Потому что именно благодаря воскресению Господа каждый из нас имеет надежду на спасение и вечную жизнь.

Сам апостол Павел однажды сказал, что если бы Христос не воскрес, то христианство лишилось бы своей сути: «...а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). И далее, в последующих стихах этой же главы, Павел еще больше раскрывает важность воскресения: если бы этого не произошло, то мы оказались бы не искупленными от греха, все свидетели воскресения выглядели бы лжецами, а христиане стали бы самыми несчастными людьми на земле. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», - торжественно заключает Павел (1Кор. 15:20). И у каждого верующего есть великая надежда на воскресение и вечную жизнь с Ним.

Важность воскресения

Воскресение Иисуса важно еще и потому, что оно свидетельствует о Божьем безмерном могуществе. А также о том, что теперь каждый человек  может быть воскрешен. Это -- основа христианской веры. Христианство верит в Бога, который победил смерть, вырвал у нее жало и пообещал, что Его последователи также смогут после смерти обрести новую жизнь. «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). Все религии мира были основаны людьми, чья жизнь окончилась в могиле. Но нашего Господа могила не смогла удержать. Он жив и сегодня восседает на Небесах, готовый с радостью принять в новую жизнь всех, искренно верующих в Него: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20).  Иисус Христос воскрес на третий день. И Он придет опять! «Умершие во Христе восстанут, а оставшиеся в живых во время Его пришествия будут изменены в мгновение ока и получат новые тела» (1Фес.4:13-18).

Скептикам, которые отказываются верить в Господа и Его воскресение, хочется сказать: в историчности событий, описанных в Евангелии, нет сомнения, ведь за две тысячи лет никто не смог привести какие-либо доказательства, опровергающие воскресение Иисуса. В то время как свидетельства многих очевидцев, записанные в Евангелии, говорят о том, что Христос действительно воскрес и встречался со Своими учениками. Несмотря на отчаянные попытки тогдашних политических и духовных властей скрыть весть о воскресении, факт воскресения остается фактом.

Как это было

Воскресение Христа описано в четырех Евангелиях (Мф. 28:1-10; Мк. 16: 1-11; Лк. 24:1-12; Ин. 20:1-18).

В субботу поздним вечером, когда начался первый день недели (на Востоке новые сутки начинались с вечера), женщины пришли ко гробу Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами. Но, когда женщины пришли ко гробу, «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28:2-3). Ангел сказал женщинам: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк. 24:5-7; Мф. 28:5-6; Мк. 16:6).

Женщины поспешили к апостолам, чтобы сообщить радостную новость. Апостолы прибежали к гробнице и увидели ее пустой. Тогда они возвратились в Иерусалим, а Мария осталась у гроба и плакала. В это время в пещере появились два ангела, которые спросили ее: «Жена! что ты плачешь?» Та отвечала: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Господа стоящего; но не узнала Его. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, обращается к Нему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:11-17).

Имея власть над жизнью и смертью, Христос не только воскрешал умерших (дочь Иаира, сына вдовы из города Наин, Лазаря из селения Вифания), но и предсказывал Свое Воскресение. Он неоднократно говорил ученикам, «что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9:31).

Потому каждого искреннего и верного христианина ожидает прекрасное будущее, Которое обещал Тот, Кто всегда остается верен Своему слову: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан. 11:25).

Ирина ХАДЖЕБИЕКОВА

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!