Так ли уж безобидны приметы?

Вышел из дома, видишь – на тебя кирпич летит. И первая мысль: интересно, что за примета?..

Еще в детстве меня смущали разговоры о всевозможных приметах и суевериях, как будто что-то внутри меня не принимало их. С другой стороны, полностью отвергнуть их я не могла, точнее, не хотела. Ведь в них было что-то привлекательное, таинственное. А тот, кто лучше всех из нашей детской компании был осведомлен в области суеверий, негласно считался мудрецом, причем вполне авторитетным и загадочным.

Но, подрастая, я все больше теряла интерес к подобным мистическим штучкам. Конечно же, этому способствовала моя вера во Христа, которая росла вместе со мной. Таким образом, однажды я перестала доверять приметам. И даже больше: меня стало раздражать, когда в компании кто-то говорил: «Не садись на край лавочки, на угол стола – замуж не выйдешь, детей не будет». И все так сразу смотрят выжидающе, подозрительно на то, как ты нехотя пересаживаешься. А потом думаешь: «Стоп. Сижу, где хочу!», и вспоминаются слова из Библии: «Во власти языка жизнь и смерть». Так какое же право имеет другой человек говорить что-то (тем более предсказывать беду) относительно меня и моего будущего?

СТАНОВЯСЬ ВЗРОСЛЫМИ, ОСТАЕМСЯ ДЕТЬМИ

Если говорить о детском суеверии, то можно заметить, что в этом нет ничего удивительного или предосудительного. Ребенок ведь очень доверчив и не всегда способен разобраться, что к чему, без помощи старших. Если же родители и сами боятся черных кошек, пустых ведер и на все вопросы по этому поводу твердят: «Примета такая», – чего же вы хотите от ребенка?

Но вот взрослый человек – это уже совсем другое дело. Здесь у меня возникает ряд вопросов. Почему же мы продолжаем верить в то, что нас пугает и ограничивает, в то, что мы толком не можем объяснить? Почему мы считаем, что вправе предсказывать чью-то судьбу на основании рассыпавшейся соли или разбитого зеркала? И так ли уж безобидны приметы? Давайте попробуем разобраться в этом вместе, дорогой читатель.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

«Я стараюсь прислушиваться к народным приметам. Это ведь никому не помешает. А вдруг все это правда?»

Пожалуй, подобное объяснение суеверию – самое распространенное. Действительно, а почему бы и не следовать приметам? Может быть, в этом есть какой-то смысл? Возможно, и есть. Но немногие будут искать этот смысл, разбираться в истоках приметы. Многих устраивает «аргумент»: «Такая примета. Мне еще бабушка рассказывала».

Отлично, не забывайте только, что времена меняются, и то, что было актуально когда-то, сегодня может не иметь никакого значения.

Например, распространенная примета: нельзя передавать что-либо через порог. Все дело в том, что в древние времена прах предков хранился под порогом дома, и тревожить их, передавая что-либо через порог, считалось крайне опасным. Даже по тем, древним временам – глупое объяснение приметы, на мой взгляд, потому что душа предков, удостоившихся чести быть так оригинально похороненными, под этим самым порогом не находилась.

ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Наверное, каждый понимает, что формула: «все так делают – и я буду» не слишком хороша для применения в жизни. Даже если в какой-то сфере вам не хватает собственных знаний, не всегда лучшим вариантом будет прислушиваться к тому, кто кажется вам более авторитетным и знающим. Ведь бывает, человек уверенно произносящий: «После заката солнца нельзя выносить мусор» теряется при вашем встречном интересе: «А почему?» Или он тоже свою бабушку вспомнит (слова которой – несомненно, аргумент неоспоримый).

Конечно, жизнь в коллективе обязывает каждого из нас учитывать и в известной степени уважать чужие взгляды на жизнь. Но, как мы понимаем, это вовсе не означает безмолвное согласие с мнением большинства. Тем более в тех случаях, когда вы не понимаете, на чем основано это мнение.

Если же вы осознаете, что глупо ставить свою жизнь в зависимость от черных котов и разбитых зеркал, почему же вы молчите и поддерживаете подобное невежество в других? Это не совсем честно по отношению к ближнему, и точно не по-христиански. Не поддавайтесь мнению большинства, если вы знаете истину: открывайте ее, влияйте на других с любовью.

РАБСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Не секрет, что сегодня определенным группам людей удобно, чтобы многие находились в невежестве и готовы были поступать так, как им скажут, не размышляя. Так было во все времена. Эгоистичному обществу удобно, чтобы вы оставались глупым. Приметы и суеверия же тесно связаны с человеческим страхом. А теми, кого можно запугать, можно и управлять.

Это удобно еще и тем, кто благодаря вашему доверию «мистическим подсказкам» может извлечь для себя какую-либо выгоду: материальную, либо в виде почета, славы, уважения, авторитета. Обычно это разного рода гадатели, шептуньи, маги, чародеи, экстрасенсы – в общем, шарлатаны разного калибра. Для таких людей ничего не стоит играть на нашей тяге к духовному, вечному миру, на постоянном поиске Бога. Они не боятся впутывать в свои махинации и Библию, и молитвы. 

Но вы не найдете в Библии никакого оправдания суеверию. Наоборот, Бог против таких вещей, подобное называется идолопоклонством, является недоверием Богу и Его Слову. Так кому же выгодно наше невежество? Этот вопрос оставляю читателям для размышления.

ДАНЬ ТРАДИЦИЯМ

– А почему нужно невесте обязательно закрытые туфли надевать?

– Дело каждого лично. Но на мой взгляд, не помешает соблюдать традиции, чтобы не забывать их.

Бывает, встречаются те, кто искренне полагает, что приметы и суеверия –это наше культурное наследие, которое стоит беречь. Причем такие удивительные борцы за сохранение «традиций и обычаев» вовсе не знакомы с историей своей страны. Более того, есть ведь действительно замечательные традиции, которые стоило бы хранить. Но нет уж, лучше помнить о приметах и поддерживать суеверия.

Почему так? Ответ прост: так проще – не напрягаясь, «любить» родину. Но проще не всегда значит лучше. И зачем хранить то, что говорит лишь о невежестве и заблуждении твоего народа?

СИЛА В НАШИХ СЛОВАХ

Каков же плод у плохих прогнозов на наше будущее? Например, страх не иметь детей – в итоге лишняя борьба с этим страхом. А если страх одерживает победу, – то можно действительно получить по вере своей, ведь страх – это тоже вера, только со знаком минус. К тому же страх – это всегда несвобода (как мы говорили ранее, это благотворная почва для рабского мышления).

И еще один плод суеверий – безответственность. «Еще на свадьбе он уронил кольцо. Плохой знак. Мы не подходим друг другу – и вот теперь разводимся». Глупо звучит, но приметы и суеверия достаточно часто используются человеком как удобное оправдание себя и своих поступков. Суеверный человек просто не хочет брать ответственность на себя, ему трудно признать свою ошибку – а значит, он ее игнорирует, тем самым игнорируя возможность исправляться, меняться в лучшую сторону.

Если вы христианин и понимаете, что до сих пор какие-то приметы остаются актуальными для вас – придите к Господу, обратитесь к Его Слову и в молитве откажитесь от заблуждений такого рода.

Главное – не превратить избегание суеверий в очередное суеверие.

Юлия САМАРСКАЯ


 

АФОРИЗМЫ ПО ТЕМЕ

«Суеверие опасно, допускать его существование – в этом даже есть известная трусость. Относиться к нему терпимо – не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья? Суеверие ослабляет, оглупляет».

Эмиль Золя.
 

«Народ, зараженный суеверием, неизлечим и становится добычею шарлатанов всякого рода».

Пьер Буаст.
 

«Суеверие есть уверенность, на знании не основанная».

Дмитрий Менделеев.
 

«Даже самый суеверный не откажется от тринадцатой зарплаты».

Янина Ипохорская.
 

«Суеверие – один из ужаснейших бичей рода человеческого».

Жан-Жак Руссо.

«Магия – это искусство превращать суеверие в звонкую монету».

Амброз Бирс.
 

«Идолопоклонническое суеверие держало астрономическую землю в своих челюстях, не давая ей двигаться».

Михаил Ломоносов.
 

«Суеверные в обществе – то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас».

Вольтер.
 

«Что есть суеверие как не упрек небес?»

Фрэнсис Бэкон.
 

«Суеверие – явление преходящее; никакая сила не может быть долговечной, если она не основывается на истине, разуме и справедливости».

Поль Гольбах.
 

«Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Иоанн Златоуст.
 

«Суеверие – чудовищное, почти неодолимое чувство, благодаря которому мирный человек стоит как бы среди исполинской мельницы Вселенной, оглушенный и одинокий».

Жан Поль.  
 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!