Вопрос-ответ с vifaniya.ru

Как человек может знать, что живет в послушании Истине, и что есть Истина?

Ключевым моментом является вопрос: «Что есть Истина?» К сожалению, в  обществе существует абсолютно противоречащий логике и здравому смыслу взгляд на истину. Она представляется неким набором абстрактных понятий, из которых каждый человек может сложить свою картину. Но ведь это абсурд. Истина асболютна и универсальна для всех и на все времена. Христос является Истиной (Ин.14:6), и Слово Божье является объективным критерием истины (Ин.17:17). Человеку достаточно просто определиться с тем, живет ли он в послушании Истине, то есть соблюдает ли то, чему учит Слово Бога - Библия. Проще говоря, в послушании Истине живет тот, кто исполняет заповеди Христа.

Можно ли дружить с грешниками?

Задам встречный вопрос: а почему нельзя с ними дружить? Христа называли «другом мытарей и грешников» (Мф.11:19; Лк.7:34). Быть другом человеку и разделять его взгляды и убеждения – не всегда одно и то же.

Заданный вами вопрос берет начало из другого: кто на кого будет влиять? Но, если мы «соль земли», тогда нам не страшно влияние кого бы то ни было. А вот если мы «потеряли силу» – тогда беда. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:13-16).

Как христианину пребыть в Божьей любви?

Могу предположить, что вопрос основан на Ин.15:9 – повелении Христа пребывать в Его любви. Нам иногда может казаться, что пребывание в любви – это нахождение в некоем благостном состоянии внутреннего покоя и умильных чувствований по отношению к кому или чему–либо. Но ответ заключается в 10-ом стихе этой же главы: «Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей…», «А Я и Отец – Одно…» (Ин.14:9-11; Ин.10:30). Следовательно, соблюдающий заповеди Христа пребывает в Божьей любви.

Можно ли иметь несколько жен и наложниц? Я не говорю о разводе.

В Евангелии от Матфея 19 главе Христос, отвечая на вопрос фарисеев, вел речь, в общем-то, не о разводе, а о божественном установлении принципа построения взаимоотношений в браке между мужчиной и женщиной, из которого проистекало и отношение к разводу и повторному браку (Мф.19:3-9;  Быт.2:23-24).

«И приступили к Нему (Иисусу – ред.) фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;(о том, как было сначала, см. выше, подчеркнутое) но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19:3-9).

Из этого принципа мы видим, что Христос оценивает одновременные отношения мужчины с несколькими женщинами (или наоборот женщины) как прелюбодеяние со всеми вытекающими отсюда последствиями (Гал.5:19,21; Откр.21, 8).

Подобный вариант построения взаимоотношений практикуется некоторыми. Но таковые должны помнить слова Писания – Еккл.11:9, по всей строгости закона, как говорится (Откр.20:11-15; Откр.21:8).

 

Отвечает пастор церкви «Дом на скале» (г. Киев) Денис Подорожный

Что такое десятина, и как к ней относиться?

Отношение к десятине в церквях – различное. На то есть свои причины. Одни видят в ней законничество, другие считают, что если в Ветхом Завете люди давали столько, то возрожденным свыше не следует давать меньше. Словом, причин для диспутов – множество.

Большинство христиан признают десятину как библейский путь проявления верности Богу и почтения к Нему, обнаруживая, что упоминание о десятине встречается еще до того времени, как Бог дал Моисею Закон (Быт.14:20; Быт.28:22), а также в законе Моисея (Лев.27:30,31 и др.), в книгах пророков (Мал.3:10). О ней говорит и Иисус (Мф.23:23), упоминает апостол Павел (Евр.7 гл).

На мой взгляд, десятина являет собою признание, что мы не пользуемся для удовлетворения своих желаний частью того, что дал нам Господь, а отдаем эту часть Господу, в знак почтения и верности Ему. Аналоги подобного отношения можно найти и в постановлениях Ветхого Завета о седьмом дне, о годе юбилейном. Допускаю, что и дерево познания добра и зла несло в себе подобный смысл – не все, что доступно нам, – наше. Есть то, что принадлежит Богу и только Ему.

Пока церковь состояла из иудеев, уверовавших во Христа как Господа, вопрос десятины был для них бесспорным и решенным. Но современные христиане порой спорят, а была ли десятина частью церковной жизни?

В истории церкви можно найти много свидетельств тому, что христиане не пренебрегали десятиной. Утверждение, что о десятине проповедуют только в ряде протестантских церквей, восстанавливая ветхозаветные установления, абсолютно неверно.

Так, в «Учении двенадцати апостолов», памятнике раннехристианской письменности рубежа I-II веков, сказано: «Поэтому всякий начаток – от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиереи. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди» (Дидахе 13 глава 3-5).

Ириней Лионский считал десятину минимальным даянием. Он полагал, что Христос не отменил заповеди, а расширил их, предъявив более высокие требования: «Поэтому-то Господь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» – даже не гневаться на ближнего, и вместо даяния десятины – разделять все имение с бедным» (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 13-3).

В своем толковании на Послание Ефесянам Иоанн Златоуст писал: «Если в Ветхом Завете так было, то тем более (так должно быть) в Новом; если там, где позволено было приобретать, наслаждаться, заботиться (о земном), так много обращали внимания на помощь бедным, то не тем ли более (должно поступать так) здесь, где заповедуется оставлять все? В самом деле, чего не делали израильтяне? Отдавали десятины; потом предоставляли еще другие десятины на вспомоществование сиротам, вдовам и прозелитам. Мне некто с удивлением говорил: такой-то дает десятины. Как нам не стыдно! Мы – христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т.е. не гораздо ли опаснее) теперь!» (Творения Иоанна Златоуста, т.11 книга 1. Толкование на послание Ефесянам, Беседа 4:4).

История говорит, что десятину призывали давать Василий Кесарийский, Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий.

Идея десятины в различной мере присуща всем христианским конфессиям. Так известно, что князь Владимир Святославович выделил десятую часть своих доходов на поддержание митрополии и строительство храма, отчего и пошло ее название – Десятинный храм. Владимир повелел и другим приносить десятину. Во время татаро-монгольского ига на Руси десятину отменили, чтобы люди не давали дважды – на поддержку храма и оброк татаро-монголам. Но обычай этот оставался. При епископских кафедрах возникли особые должностные лица – десятильники. Стоглавый собор в XVI веке определил служение десятских священников, они и исполняли служение десятильника, собирая десятину с прихожан. На эти средства содержались храмы, поддерживалось священство. Церковная десятина отделялась и от поступлений княжеского суда. Самое раннее упоминание о такой форме церковной десятины находится в Краткой Правде (XI век). В Новгородском уставе Святослава Ольговича (1137 г.) писалось, что епископы получали десятину не только от дани, но и от уголовных денежных взысканий (вир) и продаж. Документ XIII века «Правило о церковных людях и десятинах», который регулировал права церквей на принадлежащие ей большие материальные средства, увязывал десятину с правом соборных церквей.

Интересно отметить, что, по словам питерского священника Константина Пархоменко, сегодня десятина официально введена в двух православных соборах Санкт-Петербурга.

Присутствовала десятина и в Католической церкви. Вначале в Западной церкви она являлась обычным добровольным приношением десятой части доходов. После Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину; Маконский собор 585 года предписал платить десятину уже под угрозой отлучения. Впоследствии Карл Великий в 770 году ввел ее в качестве повинности, и неисполнение сей повинности влекло за собой уголовное наказание. Впоследствии, начиная с Реформации, а потом и после Французской революции Католическая церковь теряла территории, где могла собирать десятины. На сегодняшний день в Католической церкви даяние десятины находится в свободной воле верующих.

Таким образом, если смотреть через призму Писания и христианской истории, то в церквях в разные времена устанавливались различные правила касательно десятины. Это многообразие обусловлено отсутствием запрета на десятину в Новом Завете, и в то же самое время спорностью в вопросах того, куда, кому давать десятину и на что тратить.

Во всяком случае, из Писания явно следует, что любое даяние не должно быть по принуждению, «ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:7). Поэтому, даже давая десятину, важно делать это не по принуждению или из страха, а из-за любви к Богу и желания быть верным Ему.

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!