Богоискания русского народа

«Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27).

Эти слова из Священного Писания мне хочется сделать эпиграфом, потому что они как нельзя более точно отражают идею, являющуюся лейтмотивом этого материала: русский народ всегда, на протяжении всей своей истории, занимался богоисканием, искра духовного поиска не угасала никогда, горит она и сегодня.

Киевская Русь

Начать необходимо с зарождения русского народа как такового и обращения его в христианство. Произошло это более тысячи лет назад. В те времена, когда созрели условия для политического объединения славянских племен, пришедших в VI веке с Карпат, в единое государство. История эта хорошо известна, поэтому стоит ограничиться только небольшим напоминанием. В IX веке вожди некоторых славянских племен, будучи не в силах договориться между собой или по иной причине, пригласили на княжение варяжских (скифских) князей. В итоге образовалось сильное варварское государство под названием Киевская Русь. Под боком же у нее была высокоцивилизованная и, что самое важное, христианская Византия.

Крещение Руси

Прошло некоторое время, и на великое княжение взошел князь Владимир, который со временем стал полновластным правителем Киевской Руси. Он принял христианство и крестил Русь. Почему это произошло,мы можем только догадываться. Пережил ли Владимир искреннее обращение или сделал удачный политический ход, главное – не в этом. Для нас представляют интерес последствия принятия христианства для русского народа.

Восточное христианство

Стоит немного затронуть вопрос о том, что представляло собой христианство, которое пришло на Русь из Византии. Прошла уже почти тысяча лет его развития и, хотя формально христианство еще оставалось единым, уже четко обозначились две ветви: западная и восточная. Восточный (Византийский) тип характеризовался пышностью и красочностью церемоний, роскошными храмами и облачениями священников, сложными и длинными обрядами, а также особым богословием, пронизанным философией неоплатонизма. Вероятно, в немалой степени обусловил выбор Владимира и тот факт, что в Византии христианство обрело форму цезарепапизма, то есть глава государства фактически управлял и церковью, что не могло не понравиться властолюбивому князю. Эта форма христианства, пересаженная на русскую почву, быстро прижилась, несмотря на то, что насаждалась сверху. Фактически прошло не более 50 лет, как вся Русь была крещена и стала христианской. И только в свободолюбивом Новгороде было оказано активное сопротивление, подавленное, впрочем, быстро и жестоко.

Последствия оказались многообразны. Государство получило мощную идеологическую базу, что послужило укреплению страны, консолидации всех сил. Нравы народа смягчились. Исчезли дикие обычаи человеческих жертвоприношений, убийства жен после смерти мужа, исчезло многоженство. Стала распространяться грамотность, начали формироваться центры просвещения при монастырях.

С другой стороны, народ принял христианство формально, по указке сверху. Глубокого осмысления веры и преображения личности в этом случае, разумеется, ожидать не приходилось. Кроме того, первыми служителями были византийские священники, высокообразованные, рафинированные цивилизацией, но плохо знающие язык и обычаи славян. Между ними и простым народом пролегла большая пропасть.

Однако точка соприкосновения была вскоре найдена. Ею стал обряд. Неграмотному крестьянину было намного проще выучить обрядовые правила, чем углубляться в сложное богословие. Шло время, появлялись русские священники, уже не имевшие столь высокого образования, но хорошо усвоившие обряд и подтягивающие простой народ к его знанию. В итоге они сошлись именно на ритуале, обряде, приобретшем сакральное значение. Это важно понять, потому что именно вокруг обряда будут развиваться дальнейшие события.

Укрепление Православия

Прошло почти пятьсот лет, в течение которых Русь окрепла, возмужала и вышла на широкую политическую арену. Византияприближалась к своему закату, теснимая молодым и активным исламом, раздираемая внутренними противоречиями и беспорядками. Вскоре последовал и полный разрыв с Византией. Произошло это из-за того, что Византия была вынуждена искать помощи для отражения атак исламских войск. Русь отказала ей в этом, и потому было заключено соглашение с Западом о военной помощи. Это событие получило название Флорентийской унии, когда католический Запад в 1439 г. потребовал объединения церквей в обмен на помощь. Русь категорически отказалась в этом участвовать, разорвав отношения с Константинополем, и объявила в 1448 г. автокефалию (самоуправление) Московского Патриархата. И потому последовавшее вскоре падение Византии было воспринято как Божья кара на отступников, что укрепило Русь в правильности избранного ею пути.

Раскол

Все это время в духовном отношении на Руси царило единство, только изредка нарушаемое немногочисленными всплесками ересей, таких как стригольники и жидовство. Их подавляли быстро и беспощадно. Однако грянул 1666 год, расколовший монолитное православие на два толка, существующих параллельно до сих пор.

С тех пор, как книги начали печатать, а не переписывать от руки, неоднократно предпринимались попытки исправить ошибки, допущенные в рукописях богослужебных книг. В 1652 г. патриархом Московским был избран Никон, с именем которого связано начало церковной реформы. Он привлекал к себе просвещенных людей, основал типографию, собирал древние славянские и греческие рукописи, сравнивал их. Двуперстное крестное знамение было предано проклятию, крестный ход обращен в другую сторону, уменьшено число поклонов, иконы стали писаться по греческим образцам, вместо Исус начали писать Иисус. Вот и все изменения. Исправленные книги патриарх повелел разослать по всем церквам, а старые отобрать и сжечь. Это вызвало очень бурную реакцию. Множество народа под предводительством протопопа Аввакума воспротивились даже столь незначительному изменению обряда, видя в этом отступление от веры. Они считали ритуал божественным и неизменным установлением, а исправление его по византийским образцам (напомним, что Византия считалась вероотступницей, понесшей кару) недопустимым. Произошел раскол православия на старообрядцев и никониан. Старообрядцы ушли в подполье, жестоко преследуемые официальным православием. Это событие имело очень важные и далеко идущие последствия для духовных поисков русского народа.

Духовные поиски

Если раньше никому и в голову не приходило усомниться в истинности и исключительности православной веры, то теперь простой народ был в растерянности. Во что же верить? Где истина? Кто будет определять ее? Люди стали поворачиваться от массовой религии к личной вере, был дан мощный толчок свободомыслию. Это стимулировало духовные искания русского народа и стало началом появления большого количества разных течений, иногда экзотических и странных, иногда очень близко подходивших к истине.

Старообрядцы

Начало положили старообрядцы. Они стали делиться на толки: поповцы, беспоповцы и другие, менее значимые. Беспоповцы, которые назывались так, потому что отвергли священство, в свою очередь породили целый ряд течений, известных под общим названием духовных христиан. К ним относятся хлысты, скопцы, духоборы и молокане. Стоит коротко остановиться на каждом из этих движений, потому что при взгляде на общую картину заметно, как народ в поисках истины постепенно выходил к свету, каждое последующее течение на шаг приближалось к чистому Евангелию.

Хлысты

Свое название это течение получило от обряда самобичевания, с другой стороны, название может быть искажением слова «христ», поскольку «корабли» (общины) хлыстов возглавляли люди, именовавшие себя «христами». В основе их учения лежит представление о возможности прямого общения со Святым Духом. Это «общение» происходит в результате вселения Святого Духа в избранных людей: «христов», «пророков», «богородиц».Хлысты «духовно», аллегорически толковали Библию. Большим авторитетом у них пользовались двенадцать заповедей Данилы Филиппова, их родоначальника, который проповедовал строгий аскетизм.

Скопцы

В XVII веке от хлыстов откололся и создал изуверскую ересь Кондратий Селиванов. Он считал, что все зло происходит от секса, поэтому оскопил себя и требовал того же от последователей. Поразительно, сколько народа ему удалось обратить! Бывали случаи, когда во время заточения в монастыре он обращал всю охрану и монахов. Разумеется, скопцов жестоко преследовали.

Духоборы

В противовес скопцам появились духоборы (борцы за дух). Основал течение Силуан Колесников. Они отвергали священство, все обряды и таинства, считали, что «церковь — не в бревнах, а — в ребрах». Изучали Библию, что считалось духовным крещением и причастием. В настоящее время около 35000 духоборов проживают в России.

Молокане

Духоборы дали начало новому движению, почти вплотную приблизившемуся к Евангелию. Это движение — молокане, которые получили такое название потому, что признавали только авторитет Библии, изучали ее, называя «чистым словесным молоком». Основателем стал Семен Уклеин, пришедший к осознанию спасения по вере. Вначале молокане не признавали водного крещения и евхаристии. Однако со временем они разделились на несколько толков, одним из которых стали водные молокане, которые признали водное крещение, евхаристию и спасение по вере, отвергая, однако, таинства и не имея понятия о рождении свыше.

Евангельские христиане

Принципиально новым этапом в духовных поисках русского народа стал перевод Библии на разговорный русский язык и распространение ее в широких массах. Это семя упало на благодатную и подготовленную почву. Хотя вышеперечисленные течения не являются непосредственными предшественниками евангельских христиан, они стали «духовным фоном» для их появления. И в середине XIX в. в России практически одновременно вспыхнуло три очага евангельского пробуждения: в Петербурге, на Кавказе и на Украине. Первыми баптистамистали именно водные молокане как наиболее близкие им по учению (слово «баптист»с др-греч. означает «погружать, орошать, крестить». Баптисты первыми стали полностью погружать людей в воду во время крещения по примеру крещения самого Иисуса Христа в реке Иордан).

Кавказ

Один из молокан, Никита Исаевич Воронин, читая Библию, всерьез занялся духовными поисками. Вскоре он встретился с баптистом Мартином Кальвейтом, который преподал ему водное крещение. Случилось это ночью 20 августа 1867 г., и это событие стало началом распространения баптизма среди русских на Кавказе. Многие молокане приняли крещение, и из них образовалась первая русская баптистская церковь в России, породившая множество дочерних общин.

Украина

В деревне Основа Херсонской губернии также зародилась община баптистов, возглавляемая крестьянином Онищенко. Много лет он посвятил религиозным исканиям, пока не встретился с лютеранами и меннонитами и не принял от них водное крещение в 1852 г. И уже в 1870 г. община, возглавляемая им, насчитывала 219 членов. Аналогичные процессы происходили и в соседних деревнях Украины.

Санкт-Петербург

В отличие от Кавказа и Украины, в Петербурге пробуждение затронуло высшее общество. Начало этому положил лорд Редсток, который в Англии посещал собрания Плимутских братьев. В Россию его пригласила великосветская дама Елизавета Ивановна Черткова, и в 1874 году он начал проповедовать в домах петербуржской знати. Среди обращенных были граф Корф, княжна Ливен, граф Бобринский и Василий Пашков, один из богатейших дворян России. После отъезда Редстока из России Корф и Пашков стали проводить в своих дворцах молитвенные собрания, куда приглашали не только знать, но и простых людей. Их служение привело к обращению множества народа. Первые крещения были проведены в 1882 году Георгом Мюллером из Бристоля.

Гонения и объединение

В 1883 г. вышел указ, согласно которому начались гонения на евангельских христиан. Это, однако, послужило ко благу, поскольку в результате разрозненные группы, разбросанные по всей России, объединились. В 1884 г. по инициативе Пашкова в Петербурге был созван первый съезд евангельских христиан, на который съехалось более 100 делегатов. Царское правительство разогнало съезд, и началась волна репрессий, продолжавшаяся до 1905 г.

За это время евангельское движение набрало силу и стало весьма многочисленным. А после 1918 г. была разрешена открытая проповедь Евангелия. Однако вскоре коммунисты опомнились, и началась новая волна репрессий, которая продолжалась с небольшими перерывами вплоть до развала СССР. Это было время воинствующего безбожия, однако христианство существовало, хотя и на полулегальном положении.

В настоящий момент в России официально провозглашена свобода вероисповедания и государство отделено от церкви, поэтому никаких гонений не испытывает ни одна из официально зарегистрированных конфессий. Более чем за 130 лет своей истории евангельские христиане России впервые получили возможность спокойно существовать, и это благоприятное время они активно используют для того, чтобы нести Благую Весть миру.

За двадцать пять лет свободы евангельские христиане многократно выросли и ведут активную социальную работу. Традиционными сферами их деятельности стали борьба с абортами, сиротством, работа с наркоманами, алкоголиками, заключенными, беспризорными, бездомными.

Станислав Буланов

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!