Никто не станет спорить, что человеческий гнев причиняет много проблем. Он искажает общение, разрушает семьи и делает друзей врагами. Однако не всегда гнев так плох. Существует тип гнева, который одобряется Библией и называется «праведным негодованием».
Иван и Борис
Представьте двух гневливых мужчин: первого зовут Иван, второго – Борис.
Иван практически все время злится. Каждый день его жизни несет на себе печать гнева, все ситуации и взаимоотношения омрачены этим чувством. Жена Ивана и его дети привыкли к таким проявлениям характера. По утрам они стараются не попадаться ему на глаза, потому что не знают, чем в очередной раз тот будет недоволен. Когда Ивану нужно в ванную, никто не имеет права там находиться, и если завтрак не готов вовремя, – жди беды. Дети Ивана приучились помалкивать в его присутствии и никогда не выражать своего мнения.
На работе Иван также легко выходит из себя, когда что-то идет не так. Поэтому подчиненные всегда держат строгую субординацию и предпочитают сторониться его.
Конечно, Иван хорошо обеспечивает семью и старается быть порядочным человеком. Но он очень вспыльчив, и его гнев налагает отпечаток на все.
Второй мужчина, Борис, также может раздражаться, но его гнев не заставляет домашних ходить на цыпочках. Борис не ворчит по дороге на работу на водителей и не смотрит на коллег как на врагов. И все же он склонен гневаться.
Борис исполняется гневом, когда его посещает мысль о коррупции в его городе. Борис сетует на то, что искусство и культура пропитаны сексом, оккультизмом и насилием, а в школах стремительно падает качество образования. Он негодует, когда узнает о количестве абортов в стране и о растущей подростковой преступности в регионе. Борис не может спокойно смотреть, как торговля наркотиками становится почти легальной и смерть от «кайфа» уносит жизни тысячи молодых людей.
Однако гнев Бориса не связан с самим Борисом, он выходит за рамки эго. Это не гнев нетерпеливого и раздражительного человека, считающего себя во всем первым и главным. Его негодование – праведный гнев того, кто любит Бога, людей, и ненавидит грех в любых проявлениях. Поэтому гнев Бориса направлен против зла, а не против человека и проникнут состраданием и мудростью, он справедлив.
Нетерпимость ко греху и врагу человеческих душ побуждает Бориса подолгу закрываться в молитвенной комнате и ходатайствовать перед Богом о спасении развращенного мира.
Иван и Борис – два человека, которым свойственен гнев. Но жизнь одного решительно отличается от другого. И гнев одного порождает совсем не такие плоды, как гнев другого. Иван гневается, потому что ставит свои желания и комфорт на первое место. Его гнев порождает страх, обиду, и разделение. Гнев Бориса богоугодный, потому что Господь и Его царство занимают среди приоритетов этого человека первое место.
Являясь «солью земли»
Мы живем в мире, который подвергся ужасному разрушению по причине греха. Здесь ничто не функционирует так, как было изначально задумано Богом. И в этом мире, где зло часто оказывается более действенной силой, чем добро, иногда невозможно не гневаться.
Как можно спокойно смотреть на то, что пропаганда гомосексуализма и сексуальной распущенности становится нормой? И возможно ли оставаться равнодушным, видя, как стремительно растет число проституток, наркоманов и алкоголиков среди подростков и детей?
Даже глядя на свою жизнь, оценивая собственную семью и видя, как грех оскверняет и затрудняет все отношения, как можно не гневаться на врага душ и собственную порочную склонность ко греху?
В развращенном мире честные и порядочные всегда будут гневаться. Возможно, наша проблема заключается не просто в том, что мы часто гневаемся по неправильным причинам, а в том, что не гневаемся по правильным? Возможно, наша проблема состоит в следующем: то, что должно вызывать гнев и побуждать действовать, больше не вызывает гнев.
Мы привыкаем к коррупции, привыкаем к такому явлению как бездомность, к порочным нравам индустрии развлечений, к непокорности наших детей. Мы привыкаем к миру, который был разрушен грехом.
Так и теряем свою нравственную силу, даже не понимая этого.
«Вы — соль земли, – сказал Иисус последователям. – Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5:13).
У христиан имеется задача являться солью этой земли, то есть сделать так, чтобы мораль, нравственность и добродетель, присущие верующему человеку, оказывали сильное влияние на окружающих. И без праведного гнева тут не обойтись.
Как выражать гнев праведно?
Гнев не только должен быть праведным по своей сути, но и выражаться одобренным Писанием способом. «Гневаясь, не согрешайте!» – говорит Библия.
Во-первых, христианин обязан иметь четкую позицию по отношению ко греху в самом себе и в окружающем мире. «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте», – пишет апостол Павел (Еф.5:11). Чистое сердце и честность перед собой и другими – лучшее основание для праведного гнева.
Во-вторых, необходимо помнить, что «наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).
Учитывая этот принцип, гнев защитников Божьей правды должен быть направлен не на людей, а на силы тьмы, которые инициируют всякое зло. И здесь главным оружием является молитва брани, вдохновленная Духом Святым. Иисус дал духовную власть Церкви для того, чтобы она утверждала на земле Его Царство. Когда христиане не пользуются этой властью и не выступают против дьявола, тогда их гнев сползает в плоскость человеческих отношений и ранит окружающих. Такой гнев перестает быть праведным и работает не на истребление зла, а на его умножение.
В-третьих, мы можем действовать методами, разрешенными государственным законом: мирными протестами, разоблачающими публикациями в прессе и т. д.
Они возвышали голос за правду
История помнит немало разгневанных христиан, которые занимали активную гражданскую позицию и публично выступали против зла.
Например, многие слышали о Мартине Лютере Кинге – протестантском пасторе, который боролся за права темнокожих граждан в США. Его принципы общественной деятельности основаны на ненасильственном сопротивления злу. Мартин организовывал сидячие забастовки и мирные демонстрации протеста против сегрегации негров. Свою позицию этот пастор основывал на Евангельских заповедях. «Ненасилие как способ борьбы с несправедливостью направлено не против конкретных людей, а стремится к устранению самих его источников (социальных антагонизмов, несовершенного законодательства, нищеты, расовой дискриминации и пр.). Целью ненасильственных акций является не победа ценой поражения или унижения оппонента, а достижение его понимания и дружбы, покаяние и примирение с ним», – писал Мартин.
В результате своих действий Мартин Лютер Кинг добился признания властью незаконности разделения людей по цвету кожи и стал широко известен как ярый пример борца за гражданские права.
Дитрих Бонхеферр, немецкий пастор и богослов, также не отступил перед злом. Он был одним из немногих проповедников Германии, которые не приняли нацисткой идеологии и открыто выступил против Гитлера. За свои убеждения Дитрих был отправлен в концлагерь и убит. Вот что писал Дитрих Бонхеферр в тюремном заключении: «Быть христианином значит не столько быть осторожным, чтобы не согрешить, сколько быть мужественным и активным в исполнении воли Божьей. Мы должны не только перевязывать раны пострадавшим от несправедливости, но и всячески втыкать палки в колеса несправедливости.
Молчание в момент зла есть зло само по себе: Бог не одобрит такое. Ничего не сказать – значит сказать молча. Ничего не сделать – значит сделать ноль».
Мать Тереза – известная католическая монахиня, посвятившая свою жизнь служению бедным и больным людям в Индии. Мать Тереза всегда открыто выступала против абортов, гневаясь на попрание человеческих прав нерожденных младенцев. «Сегодня величайшим злом, величайшим разрушителем в мире является аборт, – говорила мать Тереза на церемонии вручения Нобелевской премии. Мы — те, кто находится сегодня здесь, — были желанными детьми. И нас не было бы, если бы наши родители решили поступить с нами подобным образом. Между тем, миллионы детей гибнут только по той причине, что такова была воля их матерей. Но если мать способна убить собственного ребенка, что тогда мешает мне убить вас, а вам — меня? Ничего».
Исполнять Божью волю
Праведный гнев не есть нечто такое, без чего можно обойтись. Мы не можем подражать Богу и при этом не гневаться, пока живем в мире, который был изуродован грехом. Мы должны реагировать на зло таким образом, как реагирует на него Бог. Не сердиться, как Иван, о котором говорилось выше. Не раздражаться от того, что обстоятельства складываются не так, как хотим мы. А гневаться, как Борис. Гневаться перед лицом всего того, что является нарушением праведности, добра, любви и истины, и молиться о том, чтобы Бог вмешивался в подобные проблемы.
Татьяна Арчибасова