​Немного о понятии Троица

«Если ты попытаешься понять Троицу, ты потеряешь разум. Если ты попытаешься отвергнуть догмат Троицы – ты потеряешь спасение» (Святой Августин).

Троица. Это слово в Библии не употребляется. Впервые оно появляется в Символе веры, составленном в первые столетия существования Церкви.

Понятие Троица подразумевает, что Бог есть Отец, Сын и Дух Святой. С самого раннего времени христиане провозглашали это учение при каждом крещении. Вспомним слова Иисуса: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).

В последующие века Церковь сочла необходимым для защиты евангельской истины от лжеучений выработать тщательно сформулированное изложение своей веры в то, что в Едином Боге соединены три Личности: Отец, Сын и Дух Святой.

Здесь важно понимать, что Отец, Сын и Святой Дух – это не способы, которыми Бог выражает Себя, и не три отдельные сущности, составляющие Бога.

Природа Бога едина и неделима! Различие лишь в форме проявления Божества. Чтобы было более понятно, приведем простой пример: H2O – обыкновенная вода, но она может быть в трех разных формах: в твердой форме (лёд), в жидкой (вода) и в форме газа (пар). Три разных формы, но вода остается водой. Конечно, это всего лишь пример, но он помогает нам немного понять и объяснить таинственную сущность Бога.

Есть еще некоторое различие в функциях, которые выполняет каждая Личность Троицы. Труд по спасению в определенном смысле является общим делом всех трех лиц Троицы. И все же Отец, Сын и Дух Святой выполняют различные действия. Отец положил начало творению и искуплению; Сын искупил творение; Святой Дух возрождает и освящает, даруя верующим плоды искупления. Но при этом все эти действия были осуществлены при участии всей Троицы: когда Отец и Сын творили все сущее, Дух Святой был с Ними – «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2); Иисус Христос не делал ничего, что не повелел Ему Отец, и был исполнен Духом Святым; Дух Святой в наше время ходатайствует о нас перед Отцом через Иисуса Христа.

Догмат Троицы и наше понимание его не может дать полного знания о Боге. Скорее, он устанавливает границы, за которые нам не следует выходить в своих рассуждениях о Его природе. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Поэтому, неважно, насколько глубоки наши познания в богословии, в природе и сущности Бога всегда будет то, что останется для нас тайной.

По книге Роберта Спраула «Основы христианского вероучения» 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!