В ПДД есть разные знаки: разрешающие, запрещающие, а также знаки, которые нас предупреждают, обращают наше внимание: «Осторожно, дети!» «Скользкая дорога!»
Если учесть, что следование за Христом это определенный путь, то в Библии для нас тоже есть подобные знаки в виде заповедей. Например, запрещающие: «Не убей, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого». Есть и разрешающие, например: «Возлюби Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью. Возлюби ближнего своего». А есть такие интересные знаки предупреждения. В основном они записаны в Послании к Евреям.
Итак, от чего же они нас предостерегают?
1. Опасность отпасть
Евр.2:1-4: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть».
Буквально слово «отпасть» переводится – «чтобы не унесло вас течением». То есть отпасть – это плыть в неверном направлении. Оказывается, помимо наших собственных решений есть еще и течение, которое влияет на нашу жизнь. Конечно, наши решения имеют значение. Но Бог говорит: «Да, твои планы и решения очень важны. Но, пожалуйста, будь внимателен и знай: когда ты не решаешь что-то, ты не стоишь на месте, течение уносит тебя. Ты не просто останешься на плаву, тебя куда-нибудь унесет, если не будешь сопротивляться».
Заметьте, находясь в воде, мы течения вообще не чувствуем. Если ляжем на воду и расслабимся, никакого дискомфорта не будет. Но потом обнаружим, что оказались совсем в другом месте. Подобным образом невозможно быть просто наблюдателем в своей жизни. Мол, что будет, то будет.
Так однажды кто-то рассказал, как видел птиц, которые падали в водопад. А поначалу они просто решили постоять на льдине и ловить проплывающую рыбу. Но, когда решили улететь, то оказалось, что не могут оторвать лап от льдины, потому что примерзли. Так все и погибли.
На все есть время. У этих птиц было время взлететь, но они стояли слишком долго. Так и у нас. Поначалу ты можешь грешить, можешь не грешить, контролируешь ситуацию. А потом куда-то девается это свойство. Уже не можешь не грешить.
Потому Бог говорит нам: «Будьте внимательны, ибо дни лукавы. Всему свое время». Просите у Бога мудрости правильно исчислять свое время, держаться крепко у руля, понимать, куда плывете, следить за мотором.
И если ангелам было дано такое наказание за то, что не послушались Бога, то насколько же больше ответственность на нас, знающих Его поручение через самого Сына Божьего Иисуса Христа.
Будьте внимательны к тому, что вам говорит Бог, и старайтесь не искажать Его слово и учение.
2. Опасность оказаться неверным Богу
Евр.3:12-13: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».
Каждый день мы должны наставлять друг дуга. Не слишком ли часто? Может быть, достаточно воскресенья? Ну еще есть домашняя церковь по средам. Нет. Бог говорит, что мы нуждаемся в наставлении каждый день. Только так можно плыть в верном направлении.
Дальше написано: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. [...] Итак видим, что они не могли войти за неверие».
Многие израильтяне, вышедшие из египетского рабства, не вошли в Обетованную землю за неверие. Вера – это процесс. Ты не можешь сказать: «Господи, ну я же уже поверил, и этого достаточно», потому что есть предупреждение: «…... если сохраним начатую жизнь до конца».
Когда нам предлагают отправиться в путешествие, первая реакция у нас самая прекрасная – впереди приключение, новые города, красота, впечатления.
Но в процессе самого путешествия мы вдруг обнаруживаем, что ехать надо долго, ноги затекают. Или пешком далеко идти, а обувь не та или рюкзак тяжелый. И ты понимаешь, что твои представления об этом путешествии не совсем совпадают с реальностью. Кто-то решает вернуться, а кто-то с энтузиазмом дойдет до конца и потом скажет: оно того стоило!
Бог хочет, чтобы мы дошли до желаемой пристани, до Небесной обители. И Он хочет, чтобы мы были внимательны к своей усталости, потому что усталость убивает. Если водитель уснет за рулем, то произойдет катастрофа. Причем пострадает и тот, кто уснул, и тот, кто ехал навстречу, не спал. А ведь всего-то уставшему водителю пришла мимолетная мысль просто закрыть глаза не секундочку. И эта секунда оказалась роковой.
Так и в духовной жизни нельзя засыпать ни на секундочку, даже если тебе кажется, что у тебя все хорошо – ты уже пастор или служитель, можно и расслабиться. Нельзя! Надо продолжать работать над собой, над своим характером, искать лица Господа, исполняться Духом Святым, помогать другим, наставлять их в вере, заботиться о людях и так далее. Иначе будет катастрофа!
3. Опасность не иметь духовного роста
Евр.5:11-14: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища».
Младенцу быть младенцем – это нормально. Но когда прошло уже много времени, а ты все еще остаёшься маленьким и хвастаешься, что знаешь алфавит, это проблема. Время должно было что-то сделать с тобою, ты должен был уже научиться отличать добро от зла, знать истину, наставлять других, людям служить.
Пора бы знать некоторые духовные понятия и термины, скажем, теология, ортодоксия, ортопраксия, эсхатология. Сложно? Нет, не сложно, но для тех, кто развивается и обучается. Нельзя всю жизнь быть простачком и довольствоваться малым, жить только воскресным словом проповеди. Надо идти вперед и исследовать Библию, чтобы других наставлять.
И у этой проблемы, когда человек не взрослеет по годам, есть свои последствия: беспомощность, легкомыслие и маловерие.
4. Осознанный грех
Евр. 6:4-96: «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».
Здесь говорится не просто о грехе, потому что написано: «Кто говорит, что он не грешит, тот лжец и Бога делает лживым». Здесь говорится о Христе и о тех, кто распинает Христа, тех, которые не просто отступили, но отвергают Его и как будто говорят: «Его распяли – поделом Ему, Он этого заслужил».
Вспомните Иуду. Ведь он ходил рядом со Христом, но не распознал Его, не понял Его задачу и в итоге предал.
Евр.10:27: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!»
Был такой император Калигула, он писал законы мелким шрифтом и вешал их высоко, чтобы люди не могли прочитать, но чтобы было за что наказать каждого за нарушение этого закона. Бог говорит: «Нет, Я не такой. Я готов прощать и миловать. Я ваш ходатай. Только не распинайте Меня вновь и вновь своими осознанными грехами! И не судите других! Я вас простил, и вы прощайте!»
Бог простил нас в Иисусе Христе, даровал нам благодать, но Он против того, чтобы мы эту благодать использовали как повод к распутству. Мы не заслужили эту благодать, потому имеем большую ответственность. Бог верен нам, и Он хочет, чтобы и мы были верны Ему.
И Он также хочет, чтобы мы научились быть милостивыми и прощали других.
5. Опасность безразличия
Евр.12:25-19: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес. Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий».
Бойтесь оказаться безразличными к духовной жизни. Не плачьте о том, что что-то колеблется, не молитесь, чтобы землетрясения не было. Оно будет. Вопрос лишь в том, на чём ты построил свою веру – на камне или на песке. Если на камне, на Иисусе Христе, то и землетрясения тебе не страшны. Бог хочет, чтобы ты сделал то, что Он тебя просит – оставил запинающие грехи и следовал за Ним. Сделай это сейчас, не откладывай на потом! Не жди, когда все утрясется и перестанет гореть. Не говори – я вот бизнес налажу и потом пойду за Богом.
Поверь, не будет никогда у тебя лучшего времени, чем сейчас. У тебя всегда будут важные дела. Но пусть дело Божье будет самым важным для тебя. И увидишь, как ты будешь счастлив и благословлен!
По проповеди Виталия Накул, старшего пастора церкви «Вифания»
Полную версию смотрите на RuTube канале церкви «Вифания»