Удивительно, но факт: наша любовь к детям, восхищение ребенком - явление достаточно новое в истории человечества, оно возникло лишь в последние столетия. В языческом мире лишних детей выбрасывали без чувства вины - и все удивлялись, почему так не поступают иудеи и христиане. Еще двести лет назад родители стремились вручить новорожденного кормилицам, а как только он подрастет - отдать в обучение. Так, в Париже в 1780 году полиция произвела статистическое исследование, которое показало, что из 21 тысячи детей, родившихся там за год, только 700 вскармливались молоком своих матерей - всех остальных отдавали кормилицам. И вот некоторые английские и американские мамы - честь им и хвала! - из зажиточных семей совершили переворот: начали кормить своих младенцев самостоятельно. Изначально женщины пошли на это потому, что дети, оставленные кормилицам, слишком часто умирали, а затем женщины открыли «материнские чувства» и постепенно сделали их всеобщим достоянием.
Далеко не все современные явления хороши только потому, что они «современны», но во внимательном отношении к детям, безусловно, есть много хорошего. Кажется, отношение к детям менялось буквально на моих глазах. Скажем, мои родители были достаточно заботливыми и отнюдь не суровыми. В шесть-семь лет меня послали на фигурное катание, от которого я очень страдал - вскоре там остались только девочки и я, как выдающийся неудачник. Помню, тренерша давала указания нашей группе из радиорубки: «Девочки, вы делаете «восьмерки», а ты, Миша, просто покатайся по кругу». Это был постоянный позор. Но вот что самое удивительное: и в голову не приходило сказать родителям, что мне там плохо, или просто спросить, зачем я туда хожу, - и не потому, что боялся, а потому, что просто не знал о существовании такой возможности. Сегодня трудно представить что-то подобное в семьях моих знакомых. Все родители хотят знать, как ребенок себя чувствует, особенно - что его беспокоит. И подобное прекрасно. Сегодня чуткий родитель уделяет внимание не только здоровью и безопасности своего ребенка, но и его мыслям, чувствам и желаниям. Я думаю, что стремление слушать и понимать ребенка - ценная вещь и что общения слишком много не бывает (разумеется, не все пожелания ребенка следует выполнять, но это другой вопрос).
Любовь к детям - прекрасная вещь. Но сегодняшний ребенок рискует стать центром жизни (если не главой) семьи. И это не хорошо ни для взрослых, ни для ребенка.
Ребенок в центре
В современной нуклеарной (то есть, в лучшем случае, состоящей из двух поколений: муж с женой плюс дети) семье ребенок занимает очень важное место. Скажем, отношения с ребенком любого возраста для взрослых куда важнее их отношений с собственными родителями - это стало нормой. Он - центр внимания семьи и главная ось, вокруг которой все вращается. Подобное не всегда хорошо для ребенка, особенно когда он единственный.
В иных семьях ребенок определяет своим поведением настроение родителей: «он засмеется - все хохочут; нахмурит брови - все молчат». Тогда ребенок оказывается в позиции властелина мира и не может не манипулировать своими родителями - во многом с помощью чувства вины: «Как вы смеете обращать внимание друг на друга или еще на кого-то, кроме меня? Вы не вправе веселиться, когда мне плохо». Такой ребенок как бы несет на себе бремя благополучия мира - а это слишком великая власть и непосильная ноша. Он в этом нисколько не виноват: ребенок просто делает то, что от него ожидают - контролирует счастье родителей. Изначально за этим стоит поиск стабильности в мире и стремление к гармонии с окружающими, а вовсе не «эгоизм» (вряд ли такое слово имеет смысл применительно к младенцу). Но это делает его манипулятором, который постоянно испытывает взрослых на прочность и чего-то добивается. А родители ведут себя с ним по принципу «лишь бы дитя не плакало», что часто противоречит интересам семьи и самого ребенка.
Если бы я воображал, что отвечаю за хорошую погоду и политическую стабильность мира, я бы часто испытывал чувство вины. Примерно так ощущает себя ребенок, поставленный господином дома (под словом «дом» я подразумеваю не столько жилище, сколько мир семьи, заменяющий маленькому ребенку весь мир). И, порой, как бы испугавшись своего всемогущества, такой ребенок ведет себя до невозможности плохо или неосознанно разыгрывает проблемы - как будто пытаясь этим вернуть контроль над собой родителям.
Правильное место
Часто родители так поступают просто по той причине, что не научились решать свои супружеские проблемы, а ребенок становится удобным средством убежать от их решения. Это обедняет и отношения супругов, и их способность быть родителями, и жизнь ребенка. В частности, отношения взрослых для ребенка - образец, парадигма любви на всю его оставшуюся жизнь. Какие бы пожелания ни высказывал сам ребенок, ему, в первую очередь, нужен дом, где папа с мамой любят друг друга. Это важнее удовлетворения сиюминутных желаний. Ему необходим стабильный мир, который не зависит от его настроений, где у него есть свое место - важное место, но не в самом центре, не «на троне».
Другими словами, ребенку живется лучше, когда его мама - во-первых, жена своего мужа и лишь во-вторых - мама. И лучшее, что папа может дать своим детям, - это любовь к их матери. «Бракоцентризм» важнее «детоцентризма». Хороший брак ставит ребенка на правильное место в семье, и это задает тон всей его оставшейся жизни.
Сначала - супруги, потом - родители
Увы, все родители далеки от совершенства. И меньше всего на свете я хотел бы этой статьей увеличить чувство вины родителей. На практике идеала не существует, любые отношения неустойчивы, и ни одна семья на свете не решила всех своих проблем. Кроме того, есть масса трудных ситуаций: матери-одиночки, финансовые трудности или дети с особыми нуждами. Тем не менее, представлять себе «как лучше» - полезно.
Если родители хотят создать идеальные условия для развития ребенка, им сначала нужно научиться хорошо жить вместе, в частности, - развить способность договариваться между собой и принимать общие решения, которые обоих устраивают. Сначала им стоит научиться быть супругами. Это позволит установить здравые родительские отношения. И уже затем они могут пригласить в этот готовый «дом» отношений ребенка в качестве гостя. Это желанный гость, но все же гость в уже существующем доме со своими правилами и своей атмосферой.
В таком случае ребенок чувствует защищенность. Его пригласили не для того, чтобы он заполнил собой пустоту жизни взрослых, и он не станет ареной борьбы мамы с папой. Он не должен служить единственным звеном, соединяющим родителей, - это слишком сильное напряжение... Он учится доверять, усваивает взаимоотношения любви (хорошие слова тут мало значат, важно то, что ребенок видит). И тогда он свободен быть самим собой, а не служить ответственным работником семьи, климат которой определяют его желания, радости и невзгоды.
Освобождение ребенка
Таким образом, явившийся в дом ребенок вынуждает взрослых задаться вопросом: а научились ли мы любить друг друга? Это повод для них углублять отношения. Такое заявление может показаться эгоцентричным - вправе ли мы заниматься собой, когда в доме растет малыш? Но, похоже, иного пути нет. Да, мы отвечаем за здоровье, безопасность и эмоциональное благополучие ребенка. Но если мы попытаемся «всем пожертвовать ради него» - вряд ли он обретет это благополучие. Если же поставить брак на первое место, ребенок получит свободу расти.
Итак, если ребенок (или дети) все собой заслоняет, маме с папой пора вспомнить юность и отправиться на свидание друг с другом. Даже если дети с неодобрением отнесутся к этому плану.
Михаил ЗАВАЛОВ, специалист по детям с особенностями развития
Источник: cerkov.by
Обойдемся без Бога?
Собрались ученые и решили, что они уже все могут делать сами. Научный прогресс настолько мощный, наука настолько сильно развилась, что, в общем-то, в Боге уже нет и нужды. И решили, что один из них, самый умный, пойдет к Богу и скажет о том, что можно обойтись и без Него.
Вот самый умный пришел к Богу и говорит:
- Дорогой Господь, знаешь, в Тебе уже нужды нет, мы уже все сами умеем создавать, поэтому Ты можешь пойти отдохнуть. Сами справимся.
На что Бог ответил:
- Хорошо, но Я предлагаю соревнование.
Ученый с гордостью сказал:
- Да! Конечно!
Бог сказал:
- Создай человека.
Ученый радостно с улыбкой ответил:
- Ха! Мы уже давно это делаем! Легко! – и наклонился, чтобы поднять кусок глины.
На что Бог сказал:
- Не из Моей глины, а из своей.
"Умная мышь"
Мышь вылезла из норки и увидела, что ей приготовлена мышеловка, а в ней — кусочек мяса. Она подумала: «Вот, приготовили мне ловушку, чтобы я в неё попала. Хорошо, что я такая умная и сумею сделать так, чтобы не попасть в ловушку. Я ведь отлично знаю: если дотронусь мордочкой до этого железа, мышеловка сразу захлопнется, и я погибну. Что ж, буду остерегаться и ни за что не коснусь мышеловки. Но не нужно и слишком бояться. Понюхать мясо издали не опасно».
И она начала нюхать. Набрала воздуху в ноздри, и ещё, и ещё, подошла немножко поближе, чтобы ещё получше понюхать. Покружилась вокруг мышеловки, понюхала, подошла ещё поближе — и, в конце концов, прикоснулась к мышеловке, попалась и погибла.
http://sobiratelzvezd.ru