Почему мы опаздываем?

«Почему вы опаздываете?» – этот вопрос был задан в одном из интернет-обсуждений, и вот что отвечали его участники:

«Даже если встану рано, буду копошиться до последнего».

«А я люблю поспать. Перезавожу будильник «еще на 5 минуточек» раз десять. В итоге по дороге в лицей придумываю все новые и новые отмазки».

«Автомобильные пробки... а вообще дело в моем мозге – мне всегда кажется, что я и за 30 минут успею доехать туда, куда обычно часа 2 добираюсь».

«Мешают постоянные непредвиденные обстоятельства».

«Просто так. Потому что опоздания – это болезнь хроническая и, в моем случае, переданная по наследству».

«Лично я ненавижу ждать других! Поэтому опаздываю».

«Не хватает адреналина в жизни!»
 

Действительно, жизнь кажется такой скучной, серой и нудной, когда все расписано по часам и минутам. Вот мы ее и раскрашиваем: утром нервничаем из-за невыглаженной рубашки, потом переживаем из-за уехавшего без нас трамвая, а вечером жалуемся близким на судьбу. Так, конечно, «экстремальнее», причем не только нам самим, но и людям, которые нас окружают. Правда, яркие краски жизни в стиле свободного полета, бывает, сгущаются очень сильно, например, когда возникает риск исключения из школы или увольнения с работы, а нередко и потери друзей. «Не боись, как-нибудь успею! Проскочу! Ничего, наверстаю!» – да, звучит по-приключенчески и как-то даже весело, конечно, если подобное произносит не машинист поезда, или хирург, делающий операцию.

А что если все-таки попробовать разнообразить свою жизнь другими способами? Можно, например, заняться тем, что уже давно вас интересует и привлекает: записаться на танцы, бегать по утрам, начать учить английский язык. Скучно от этого точно не будет! Вместо того, чтобы ограничивать себя и свои потребности (что мы и делаем, в очередной раз пытаясь успеть), лучше попробуйте расширять возможности, правильно организуя свое время.

ЗАПЛАНИРОВАННОЕ ОПОЗДАНИЕ

Говорят, если хочешь показать человеку, насколько ты его не уважаешь, – опоздай на встречу с ним. Конечно, эти слова верны не во всех случаях, но, согласитесь, что-то в них есть. Не успел на встречу – значит она не представлялась тебе важной.

Хотя, есть опоздания и задержки по причинам уважительным и от нас не зависящим, но чаще всего задерживаемся мы сознательно, можно сказать, «планируем» свое опоздание. Еще в детском возрасте знакомимся с простой истиной: «В жизни нельзя делать только то, что нравится. Есть еще слово “надо”!» И хотя все это верно, но как же не хочется, когда “надо!” Только вот прямо отказаться от обязанностей, которые не приносят удовольствия, не получается. Как же этого достичь? Нужно показать другим, что вы с «нежеланным» делом не справляетесь, а значит, доверять его вам не стоит. Здесь в ход идет такой нехитрый прием, как оттягивание неприятного дела, опоздание.  

Часто медлительность порождается страхом. Боимся оказаться некомпетентными, не справиться с объемом работы, нас пугает возможная неудача или неопределенность задания. А значит, стоит признать, что опаздываем мы не потому, что случается очень много непредвиденных обстоятельств, и не из-за того, что хронически больны «неуспеванием». А потому что просто трудно бывает брать на себя ответственность, напрягаться. Само осознание своего внутреннего протеста каким-то встречам или делам будет первым шагом в борьбе с опозданиями.

БЕСТОЛКОВЫЕ, НО ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ

Садясь завтракать, вы открываете журнал, а там такая интересная статья. Включаете компьютер, чтобы поработать или найти в интернете нужную информацию, и первым делом заходите на сайт Одноклассники (ВКонтакте, Facebook), надо же узнать, как дела у друзей (вдруг кто-то сменил аватарку). Опаздываете на встречу, а по радио звучит любимая песня, как же отказать себе в удовольствии дослушать ее до конца? Казалось бы, всего несколько минут потратил на приятные мелочи (часто, бессмысленные), а опоздал из-за них почему-то на целый час.

Чтобы добиваться успеха в действительно важных вещах и не попадать в неловкое, а иногда и опасное для жизни положение, научитесь правильно распределять время работы и отдыха. При этом вовсе не нужно загонять себя в жесткий график. Пусть в каждом часу у вас будет 5-10 минут, которые вы с чистой совестью можете потратить на пустяки, зато в остальное время целиком и полностью посвятите себя делу.

СБИВАЕМСЯ С КУРСА

Некоторые люди очень импульсивны, их настроение и планы меняются много раз на дню, они пытаются сделать несколько дел сразу, а в результате вобще ничего не успевают. В этом случае просто необходимо научиться расставлять приоритеты. Важно ответить на три простых вопроса:

1.Чего конкретно я хочу достичь в результате своей деятельности?

2.Когда я хочу видеть плоды своих усилий?

3.Сколько ресурсов (время, финансы, помощь других людей, личные навыки и умения) мне потребуется для достижения желанной цели?

Затем распределите дела по их важности, срочности и объемности. Обязательно разделите большие дела на части. Когда будет четкий план, получится выполнять несколько дел одновременно, как и привыкли, но при этом не путаться в них. А расстановка приоритетов поможет не отвлекаться на перемены своего настроения.

Время. Как же важно научиться правильно распоряжаться этим ресурсом. И потому сегодня существует так много  самых разных книг, программ и треннингов по «тайм-менеджменту» (англ. time management – управление временем). Если захотеть, то не так трудно найти толковые советы и даже целые системы по организации времени, подходящие лично вам.

***

Достоевский очень точно заметил однажды: «Ад можно охарактеризовать двумя словами – слишком поздно.»

Время – ресурс не бесконечный. Его нет в прошлом. Его нет в будущем. Оно есть только сейчас, и потому дорого стоит. Вот только куда вложить этот ценный ресурс, чтобы потом не пожалеть? Ведь всего не успеть. Но есть вещи, в которых опоздать нельзя, и чаще всего это не вещи – это отношения. Недаром Библия сохранила для нас обращение царя Давида к Господу: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс.89:12).

Юлия САМАРСКАЯ

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!