На зоне он услышал о Боге, способном изменять судьбы

По официальной статистике МВД России, 60 процентов освободившихся заключенных совершают преступления уже в первые месяцы после выхода «на волю» и снова возвращаются в места лишения свободы. Всем известно, что даже после небольшого срока пребывания в колонии у преступников теряются все социальные навыки, эти люди деградируют и морально, и интеллектуально. В результате, заключенные выходят из тюрьмы в худшем состоянии, нежели то, в котором они попали туда.

Александр Виноградов, отбывавший срок наказания в колонии строгого режима, стал счастливым исключением: на зоне он услышал о Боге, способном изменять судьбы.

ПО СТОПАМ ОТЦА

Заключенный Александр Виноградов попал в исправительное учреждение буквально через месяц после демобилизации из армии.

– За нанесение тяжких телесных повреждений Виноградов приговаривается к заключению в колонии строгого режима сроком на шесть с половиной лет, – прозвучало решение суда.

Обвинение, выдвинутое против Александра, не имело под собой оснований. Он был, скорее, зрителем, а не участником жестокой драки, разыгравшейся на корабле между пьяными матросами. Но нашлись «свидетели» его неадекватного поведения, и руководство поверило им, а не ему. Да это и неудивительно: за время службы на флоте Виноградов был замечен в грабеже, пьяных дебошах и дерзком отношении к начальству. Рано или поздно, Александр неизбежно должен был оказаться на скамье подсудимых.

– Видно ты, Сашка, пошел по стопам отца, – вздохнула мать, узнав обо всем.

Виноградов-старший двадцать лет отсидел в тюрьме за драку. И сына своего учил всегда давать достойный отпор обидчикам, ведь, физической силой Бог не обделил ни отца, ни сына. Подрастающий Виноградов быстро усвоил нехитрые отцовские уроки, и вот уже никто из сверстников не решался выходить один на один в драке с громилой – Сашкой. Все знали его тяжелые кулаки и суровый нрав. Мстил за себя Александр жестоко: «за око» – два ока, за выбитый зуб – сломанная челюсть.

В школе Саша проучился недолго, уже из седьмого класса его выгнали и перевели в ПТУ. Виной плохой учебы и поведения была конопля, которую в амурских краях, где жили Виноградовы, достать несложно. Первую затяжку Саша сделал в девять лет, в одиннадцать попробовал водку. К тринадцати он пил и курил почти каждый день.

Родителям некогда было заниматься воспитанием сына: они много работали, стараясь обеспечить семью. Мать, конечно, по-своему переживала происходящее, но обуздать непослушного сына не могла. Отец смотрел на жизнь проще, сквозь призму собственного опыта. И поэтому, когда Сашу выгнали и из училища за то, что тот ударил мастера, отец взял буйного сына к себе на работу.

САДИСТСКИЕ НАКЛОННОСТИ

В четырнадцать лет Александр был на голову выше ровесников и обладал недюжинной силой. Тяжелый труд подсобника на бетонных работах оказался ему по плечу, и вот он уже на пару с отцом строит дома, кроет крыши, проводит трубы. Работать Саша умел наравне со взрослыми, и скоро в его кармане появились огромные для подростка деньги.

Пьяные компании, кутежи и разборки, в которых Виноградов считался неизменным лидером, – все это выглядело так «круто» в глазах сверстников, что другой жизни он для себя и не представлял.

Безнаказанность еще больше укореняла жестокость в сердце Александра, теперь он уже был способен на поступки, граничащие с садизмом. Например, чтобы «наказать» провинившегося, Александр мог положить ему на спину тяжеленную бетонную плиту и смотреть, как тот медленно вдавливается в землю под ее весом. Или поднести руку обидчика к вертящемуся станку и стесать на ней кожу. Так было до тех пор, пока Александр не оказался в заключении.

НИКАКИХ АВТОРИТЕТОВ

В зоне были свои законы и приоритеты. Разобраться в них оказалось несложно, и скоро заключенному Виноградову стало скучно. От безделья он много курил и «чифирил». Как неимеющего среднего образования, Александра отправили учиться в вечернюю школу. Можно себе представить двадцатилетнего верзилу, развалившегося за партой, обкуренного анашой и тупо смотрящего на доску. От давнего употребления наркотиков у него практически не осталось ни памяти, ни элементарной сообразительности. А разговаривать он умел только матом, да на блатном жаргоне. С учителями, которые приходили «с воли», Александр вел себя вызывающе и грубо.

– Да, я наглый! А чего вы удивляетесь? Здесь зона, а не детский сад! – дерзко отвечал учителям Виноградов. Авторитетов для него не было никогда – ни в армии, ни в училище, ни в колонии.

МЕДЛЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

Однажды друг Александра сказал такое, чего не решился бы ему сказать никто:

– Саня, ты, когда накуришься, похож на идиота.

Обидные слова неприятно резанули слух, но впервые заставили задуматься. «Наверное, он прав, – критически оценил себя Саша. – Я высокий, меня видно издалека: и мои бегающие глаза, и дурацкую улыбку… Надо с куревом завязывать».

Месяца три Александр вел войну с самим собой – пытался бросить курить. Но терпения хватало только до обеда. Неудачные попытки изменить себя все больше побуждали Сашу анализировать свой характер, задумываться о будущем: «Сейчас мне двадцать два года, отсижу положенный срок и выйду на волю. Что я там буду делать? Ни образования, ни профессии…Я даже с людьми нормальными разучился общаться!»
Саша наблюдал за зеками и приходил к выводу, что колония не делает людей лучше. В однообразной серости дней осужденные медленно деградируют, тупеют и морально разлагаются.

Чтобы как-то противостоять неизбежному для всех заключенных регрессу, Александр записался в местную библиотеку. Философия и анатомия, психология и научно-популярные журналы – Саша читал все, что попадалось под руку. Но за годы полного отсутствия интеллектуальной деятельности мыслительные процессы теперь делали пробуксовку. Саша не понимал половины слов, которые читал.

ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕСКИ

– Юрка, ты грамотный у нас, скажи, что означает слово «альтруист»? – решил он обратиться за помощью к одному зеку. Саша знал, что тот не откажет, ведь он – баптист, а верующие «обязаны» быть добрыми.

– Альтруист, Сашка, это такой человек, который способен пожертвовать своей жизнью ради другого. Самый великий альтруист – Иисус Христос. Приходи на собрание вечером, узнаешь больше, – интригующе ответил баптист.

После такого приглашения Александр не мог не прийти. Любопытство и жажда разобраться в себе и в жизни привела его на богослужение в маленькую евангельскую церковь на территории колонии.

Впервые оказавшись на подобном мероприятии, Саша напряженно присматривался к верующим – не лукавят ли? Из того, что говорилось и пелось на служении, он не понял ничего. Но зато ясно ощутил в церкви удивительную атмосферу покоя, доверия друг другу, чистоты сердца. Это было так не похоже на то, к чему он привык в зоне – ругань, драки, ненависть.

– Я хочу засвидетельствовать вам о славе Божьей, – сказал один зек немногочисленному собранию. – Я просил Бога, чтобы Он помог мне освободиться от курения, и вот уже прошел месяц, как я не курю. Аллилуйя!

«Вот это да! – услышав, подумал Александр. – А я мучаюсь… Надо, оказывается, просто помолиться!»

Ночью в душном бараке Александр шепотом обратился к Богу: «Господи, Ты помогаешь другим, помоги и мне бросить курить».

Освобождение наступило на следующий же день. Саша совершенно забыл о том, что нужно курить, а, когда увидел курящего, понял, что уже никакой тяги к сигаретам абсолютно не имеет. Это было настоящее чудо!

ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Теперь Александр сам поспешил на собрание верующих, желая рассказать о том, что с ним произошло. Братья–христиане порадовались вместе с ним и подарили ему Новый Завет.

Так началось постепенное духовное преображение Александра. Читая Слово Божье, Саша отчетливо видел свою непокорность и жестокость и понимал необходимость покаяния. Почти сразу он перестал материться, драться, старался добросовестно работать. По-другому теперь вел он себя и на уроках в вечерней школе.

– Так, вы для чего сюда пришли? – приструнивал он шумных учеников-зеков. – Разговаривать идите на улицу!

Учителя не могли нарадоваться произошедшим в Виноградове переменам. Кроме того, он и учиться стал на одни «пятерки»! Это было невероятно, ведь до того, как Александр обратился к Богу, он абсолютно ничего не понимал в школьной программе.

– Виноградов, ты же еще вчера не мог решать эти уравнения? Что произошло?! – недоумевали преподаватели.

Саша и сам был удивлен не меньше. Просто он помолился и попросил Бога о помощи, и вот уже загадочные цифры и уравнения сами складывались в правильный ответ. Память, которой почти не осталось после долгого употребления алкоголя и наркотиков, сверхъестественным образом восстановилась.

Но самое главное, уверовав в Иисуса Христа, Александр получил ответ на мучавший его вопрос о смысле жизни. Теперь смерть не казалась абсурдом, а жизнь бесполезной тратой времени. Каждый его день был посвящен Богу, Который так чудесно вмешался в его судьбу.

Александра Виноградова освободили из колонии строгого режима досрочно за хорошее поведение.

С тех пор прошло восемь лет. Сейчас у Саши прекрасная жена-христианка и двое сыновей. Всей семьей они любят путешествовать и рассказывать людям о Христе.

А старшего сына Александр учит любить и прощать людей, никогда не причинять другим боли, а еще не обижать никого, даже животных.

Татьяна АРЧИБАСОВА
 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!