“В школу не пойду! там все издеваются надо мной!”

Глаза синие-синие. А из них капают на маленькие ладошки крупные слезы: «Со мной никто не дружит!» Малыш хлюпает носом и вопросительно смотрит на маму.

Угрюмый подросток под псевдонимом Alex отстукивает послание в Глобальную сеть: «В школу не пойду! Там все издеваются надо мной. Козлы! Дикое желание пустить пулю им в лоб. Или себе».

«Меня медленно, но верно выживают из коллектива, – делится на страницах интернета сотрудница офиса. – Я стараюсь наладить с ними отношения, а они шушукаются за спиной и холодно молчат в моем присутствии. Я чувствую себя изгоем, что мне делать?»

Знакомые ситуации, не правда ли? И, к сожалению, широко распространенные. Изгой – старое русское слово, в словаре Ожегова обозначает человека, отверженного обществом. Отверженным человек может стать по разным причинам: из-за расовых, религиозных или социальных отличий, из-за физических недостатков, из-за того, что слишком умный или, наоборот, слишком глупый. Иногда причину неприятия понять невозможно. Как показывает практика, в любом коллективе неизбежно находятся такие аутсайдеры, которые для большинства становятся мишенью для насмешек и унижений.

Не секрет, что многим – и взрослым и детям – очень трудно войти в новый коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. И поэтому любая форма отвержения, будь то пассивное неприятие, игнорирование или открытая травля, причиняют человеку непереносимые страдания. Иногда положение изгоя может стать критическим, угрожающим психическому здоровью человека или даже его жизни. Известны случаи, когда подростки оканчивали жизнь самоубийством, не в силах вынести одиночества и систематического издевательства. Не нужно объяснять, что, в какой бы форме ни выражалось отвержение, оно всегда оставляет горький след в душе, и, вместе с тем, является наглядным примером человеческой жестокости.

Практика показывает, что чаще всего человек, ставший жертвой коллективного неприятия, не выдерживает прессинга, внутренне ломается. Даже если он переведется в другой класс, группу, поменяет работу, последствия пережитого отвержения в значительной степени повлияют на его дальнейшую жизнь. Те, кто когда-то считался изгоем, навсегда утрачивают доверие к людям, не могут строить с ними близких отношений. Их преследует навязчивое желание отомстить обидчикам или доказать им свою значимость.

Интересно заметить, что, по исследованиям социологов, агрессивный настрой большинства, направленный на «козлов отпущения», изменяется в зависимости от возраста. Так, зарождаясь в младших классах, он достигает своего пика в лицеях и колледжах. А среди студентов вузов случаи открытой травли единичны. Замечено: чем выше интеллектуальный и культурный уровень людей, тем меньше возникает подобных ситуаций в коллективе. Тем не менее, проявление крайней нетерпимости по отношению к отдельным личностям остается довольно болезненной проблемой.

Психологи, педагоги, юристы пытаются найти ответ на вопросы: кто такой изгой, почему его преследуют, и самое главное, как ему себя вести в трудной ситуации?

По данным опроса, проведенном в колледжах, сами молодые люди считают, что отверженный человек не должен мириться со своим положением, а открыто защищаться (40% из опрошенных). Некоторые предлагают повышать самооценку и расти в глазах окружающих за счет успехов в спорте или учебе (23%); другие рекомендуют не обращать внимания на преследования (14%); третьи - обратиться за помощью к родителям, психологу (12%); совсем небольшой процент из опрошенных считает, что изгою помочь невозможно и советуют перевестись в другой класс (поменять работу); несколько человек заявили, что обидчиков нужно убивать.

Психологи, к которым, кстати сказать, крайне редко обращаются за консультацией сами подростки, советуют обратить внимание на свои недостатки, изменить имидж и поднять самооценку.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК – ОБЪЕКТ ТРАВЛИ

А каков взгляд христианина на проблему изгоев? Своим размышлениями с нами делится Вычужанина Лариса Борисовна, руководитель служения «Мудрость матери» в церкви «Вифания», мать четверых детей.

– Лариса Борисовна, как Вы считаете, возможно ли бороться, если твоего ребенка травят?

– Я считаю, что ситуацию травли легче предотвратить, чем исправить. Вокруг нас всегда будут агрессивные, желающие доминировать люди, этого не изменишь. И, если в детстве не научишься себя правильно вести с обидчиками, уживаться в коллективе, в дальнейшем трудностей в общении не избежать. Поэтому так важно родителям проходить все сложные ситуации, возникающие в классе или группе, вместе с детьми. И здесь нам на помощь приходят истины, открытые в Евангелии.

Любой возникающий конфликт обязательно нужно разобрать вместе с дочерью или сыном спокойно и объективно: выслушать мнение самого ребенка, узнать, как он понимает причину происходящего, нет ли с его стороны провокации оскорблений. Как верующие люди, мы знаем, что всякую проблему можем доверить Господу и надеяться на Его помощь и защиту. В любом случае, мы подводим его к прощению и молитве за обидчиков, потому что так написано в Слове Божьем. Затем родителям нужно связаться с учителем и обсудить с ним случившееся. При необходимости можно выслушать и зачинщиков травли. Если есть какие-либо обоснованные претензии с их стороны (агрессия, ябедничество, воровство, неопрятный внешний вид и т.п.), то надо помочь своему ребенку исправить поведение и покаяться перед Богом. По опыту я знаю, что родителям важно самим привести свое сердце в порядок, простить всех и смотреть на обидчиков Божьими глазами, то есть постараться относиться к ним так, как бы относился к ним Христос.

Помню, у моей дочери в классе был один неуправляемый мальчишка. Обижал всех, дразнил, учителей не слушал. Доставалось и ей: то в глаз ткнет, то зонтик сломает. Родители одноклассников уже и письмо написали директору с просьбой перевести мальчика в другую школу. Подписали все, кроме меня. Я понимала, что подобное неправильно: ребенок больше нуждался в помощи, чем в наказании. Его Отец сидел в тюрьме, мать круглыми сутками торговала на рынке. Помолившись, я поехала к ней на работу и предложила такой вариант: после школы я забираю ее сына к себе домой, кормлю, помогаю с уроками, а вечером она забирает его обратно. Такое предложение было для матери неожиданным, но она согласилась. Мальчишка очень изменился, побывав у нас дома. А с моей дочерью они стали лучшими друзьями. Не зря Евангелие учит нас: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Мы стали свидетелями чудесного Божьего вмешательства в, казалось бы, неразрешимую человеческими усилиями ситуацию.

– Будет ли выходом перевести ребенка, не прижившегося в коллективе, в другой класс?

– Возможно, это и есть выход или, скорее, уход от проблем, но не победа. Ведь любая трудная ситуация дается нам как возможность научиться чему-то полезному, духовно возрасти. Нужно доверять Богу, Его защите и поступать по Писанию. И тогда, как говорится в Библии, уповающий на Господа не постыдится. Важно вместе с детьми извлекать духовные уроки из случившегося, помогать во всем видеть руку Божью. Ну и, конечно, обязательно молиться о них.

Однажды в группе предшкольной подготовки моему сыну пришлось столкнуться с неприятием со стороны учительницы: у нее было предвзятое отношение к верующим. «Все дети из религиозных семей – либо бандиты, либо забитые тупицы», – безапелляционно заявила она. Преподавательница совершенно игнорировала моего шестилетнего мальчика, и его это сильно ранило. У меня имелась возможность перевести ребенка в другую группу, но я поняла, что нужно пройти это испытание Божьим путем и изменить ее мнение о верующих детях. Вместе с сыном мы прощали учительницу и молились о ней. Постепенно сынишка научился не реагировать на ее холодность, а в конце обучения учительница при всех неожиданно похвалила сына: «А Вычужанин у нас будущий математик!» Впоследствии мы привели к ней и младших детей, и она не только с радостью приняла их, но и уделяла им особое внимание.

– По мнению психологов, реже всего гонениям подвергаются дети и подростки с нормальной самооценкой. Какую роль в формировании самооценки играют родители?

– Огромную! Бог дал власть родителям. Отношение родителей к детям помогает либо созидать личность, либо разрушать ее. Но родители имеют возможность не только поднимать самооценку детей, но и передавать им свою веру. Мы знаем: Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире. А кто в нас? Бог, Который по-настоящему любит, защищает. То есть ребенку не нужно защищаться самому, а лучше доверить это Господу.

Не менее важно следить за тем, что мы говорим в адрес детей: слова благословения или слова проклятия. Если мы ободряем и поддерживаем, дети будут в себе уверены. Если унижаем их достоинство, то и они будут себя считать недостойными уважения. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. «Ибо дал нам Бог духа не боязни (трусости, малодушия, страха и раболепства – авт.), но силы, любви и целомудрия (мира, здравомыслия, дисциплины и самоконтроля – авт.)» (2Тим.1:7). И еще очень важный момент: не потерять доверия детей, выстраивать с ними теплые дружеские отношения. Дети должны знать, что всегда могут рассчитывать на нашу защиту и помощь.

Татьяна АРЧИБАСОВА

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!