Он умер на глазах у всех

 Я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой.

 

Рядом стояли двое парнишек, женщина в необъятной шубе и пожилой человек в добротном пальто, меховой шапке и с блестящим кашне на шее. Собственно, смотрела я на его кашне, размышляя о том, какая же это безвкусица.

А еще он не очень твердо стоял на ногах. Вернее, практически не стоял. Вынув наушники, я стала прислушиваться, что говорят про него парнишки – те острили на тему «середина дня, а уже пьяный». Решив, что-таки человек в кашне действительно пьян, я заткнула уши, начала вспоминать свою бурную молодость – и задумалась. Ведь, когда выпьешь столько, что не можешь стоять, ты начинаешь источать определенный аромат, который не забить жвачками, зубной пастой и парфюмом. От человека в кашне не пахло алкоголем. Это было странно.

Из вагона мы вышли вместе. Он, покачиваясь и чуть не падая, пошел в сторону перехода на серую ветку, я, взвесив, смогу ли не думать весь день о том, что могла помочь пьяному избежать падения под поезд, но прошла мимо, подошла к нему и спросила, все ли в порядке.

Человек ответил – и это было страшно. Потому что он перепутал слоги в словах. Вспомнив одно время тиражировавшиеся в соц. сетях описания признаков инсульта, я с замиранием сердца попросила его улыбнуться. Он попробовал сделать это. Улыбка растянулась на пол-лица. Это был инсульт.

Что дальше? Дальше я положила его на лавочку. Дальше я звонила в скорую. Дальше я, перекрикивая гул поездов, ругалась с оператором скорой, потому что мне раздраженным голосом продиктовали семизначный номер – «Это врачи московского метрополитена, туда и звоните».

Дальше были 20 минут, которые я не забуду никогда. С лежащим рядом человеком, который бледнел, зеленел –умирал на моих глазах. С проходящими мимо людьми, которых я умоляла дойти хотя бы до тетеньки в будке эскалатора и сказать, что тут происходит. И которые либо просто проходили мимо, либо останавливались, говорили «девушка, мне некогда» и уходили.

Потом приехала скорая. Мужчину быстро погрузили на носилки – и кошмар продолжился. Я понимаю – час пик. Все опаздывают. Всем некогда. Но кем нужно быть, чтобы не пропускать врачей с носилками, на которых лежит белый, как простыня, человек? То есть, это риторический вопрос. Нужно быть толпой.

Через пару часов мне позвонил доктор из бригады скорой и сказал, что мужчина умер в машине на подъезде к больнице – слишком долго он ждал помощи.

Я даже не знаю, как звали этого мужчину.

Но теперь я знаю страшную, чудовищную вещь – я могу умереть на глазах у нескольких сот людей, и никто даже не остановится. Меня не станет – но они не опоздают по своим делам.

 

Пожалуйста, отрывайтесь иногда от своих мыслей и смотрите по сторонам. Пожалуйста, даже если вам кажется, что человек рядом с вами пьян/псих/неадекватен, не бойтесь подойти и посмотреть внимательнее, точно ли это алкоголь/наркотики/психическое заболевание. Может быть, вы спасете человеку жизнь. Или хотя бы дадите ему шанс за эту жизнь побороться.

 

По материалам сайта inpearls.ru

 

 

В ПЛЕНУ РАВНОДУШИЯ

 

В центре Москвы, на Болотной площади, есть памятник, мимо которого сложно пройти.

 

Он состоит из пятнадцати бронзовых изваяний. В центре – фигурки детей (девочка и мальчик), они с завязанными глазами протягивают руки друг ко другу – играют в жмурки. А вокруг них тринадцать скульптур, изображающих человеческие пороки: наркоманию, проституцию, воровство, алкоголизм, лженаучность, нищету, войну... Но из всех скульптур особенно выделяется одна. Это юноша. У него круглое лицо, прямые волосы. Его глаза прикрыты, губы поджаты. На лице нет ни единой эмоции. Само спокойствие и невозмутимость. На нем безупречный металлический саван, вместо пуговиц – железные кнопки. Его тело – цинковый гроб с четырьмя руками. Двумя он закрывает уши: «Я не хочу ничего слышать и знать». Две другие скрещены на груди: «Мне все равно. Я пройду мимо садистов и убийц, мимо просящих о помощи и голодающих, мимо падших и обманывающих. Мне просто все равно». Этот юноша олицетворяет, пожалуй, самый страшный из всех пороков – равнодушие. Сегодня так часто сталкиваешься с этим явлением.

***

Что же мы подразумеваем, когда говорим о равнодушии?

Интересно, что в русском литературном языке еще в XVIII в. слово «равнодушие» употреблялось в значении: «Внутреннее спокойствие, твердость, постоянство, свойство человека, которого внезапность или опасность возмутить и дух востревожить не может». A равнодушный значило: «Спокойным духом на все взирающий. Равнодушный человек не восхищается счастием и не унывает в несчастии».

Однако уже в начале XIX в. у слова «равнодушие» появляется новое значение: холодность, невнимательность к чему-либо, безразличие. В связи с этим и «равнодушный» становится синонимом слов «холодный», «бесстрастный», «безразличный», «индифферентный».

Равнодушие – это отделение себя от других. Оно становится нормой или чем-то таким, благодаря чему люди думают, что будут более счастливы и ограждены от несчастья. Это уже не просто «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю...» Сегодня это: «Слушаю то, что хочу, смотрю в том направлении, в каком хочу, и сам выберу, что мне надо делать».

Человек равнодушный не замечает вокруг себя страдания, зла. Молчит, не пытается противостоять несправедливости. Он не замечает также вокруг себя добра, не видит красоты, не верит в людей. Не поддержит, не подбодрит, не протянет руку помощи. Не признает за собой ответственности. Считает, что все зря, в том числе и собственные попытки как-то изменить ситуацию.  

***

Время от времени каждый из нас обнаруживает в себе недостаток любви, смелости, веры, сострадания... и вместо того, чтобы сопереживать, мы понимаем что наше сердце не может откликнуться, молчит. Иногда, увы, заставить себя вдруг радоваться вместе с другим или поддержать кого-то в трудную минуту мы не можем. Так устроен человек: нет в нем кнопочки, нажав на которую, можно отключить апатию, равнодушие. Но есть индикатор, который позволяет нам определить, что мы находимся в состоянии ненормальном, – это совесть. Она не промолчит, даже если промолчим мы. Не оставит в покое, даже если будем стараться позабыть неприятный эпизод собственного безразличия. Совесть – это Божий инструмент внутри нас, который сигнализирует об опасности. А равнодушие очень опасно для человека, как точно подметил А.П. Чехов: «Равнодушие – паралич души».

Потому, если совесть сигнализирует об опасности, стоит остановиться и обратиться за помощью к Богу. Когда человек решительно отказывается «ожесточать» свое сердце, раскаивается в собственном безразличии, тогда вместо равнодушия в его жизни начинает проявляться любовь Божия.

Вы можете помолиться: «Господи, покажи мне, где я сегодня поступил плохо, где не сделал того, что подсказывало мне сердце и Дух Твой Святой. Прости меня и помоги измениться. Благослови день завтрашний, не дай покоя моей душе, если возникнет необходимость помочь кому-либо. Помоги мне избавиться от равнодушия».  

Юлия САМАРСКАЯ

 

ДЕНЬГИ, ПРЕДНАЗНАЧАВШИЕСЯ ДЛЯ ВЫПУСКНЫХ НАРЯДОВ,  ШКОЛЬНИКИ ОТДАЛИ НУЖДАЮЩИМСЯ

Выпускники гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов для выпускного вечера, чтобы отдать сэкономленные деньги нуждающимся.

Как пишет сайт Педсовет.org, в ходе акции «Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь» школьники и преподаватели собрали 310 000 динаров. Эти деньги были собраны для двенадцатилетнего Предрага Потича, болеющего детским церебральным параличом, одиннадцатилетнего Матеи Лазаревича, перенесшего семь операций, и пятилетнего Чеды Тошича, также больного ДЦП и после недавней операции начавшего ходить.

После торжеств в гимназии выпускники прошли по центру города в футболках с надписью «Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь». Выпускники рассказывают, что они хотели дать пример следующим поколениям.

ruserbia.com

 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!