Ранним утром 31 октября 1517 года в немецком городе Виттенберге произошло событие, перевернувшее ход истории. Два монаха прибили к дверям местной церкви объявление о вызове на богословский диспут представителей католического священства и 95 тезисов к этому диспуту.
Одним из монахов был Мартин Лютер. Удары молотка положили начало новой эры, вызвав взрыв огромной мощи, который выпустил на волю силы, давно зревшие внутри общества того времени. Началась Реформация, в результате чего появилась третья ветвь христианства – протестантизм. Мир встречал рассвет нового дня.
Причины Реформации
Чтобы понять, что именно произошло в тот день и почему это произошло, необходимо обрисовать ситуацию в Западной Европе. Начать придется с 13 века. Это время Ренессанса. В поисках свободы личности человеческая цивилизация обратила свой взор из тьмы Средневековья в античность. Если раньше мировоззрение общества можно было назвать теоцентричным, где центром всего был Бог, то теперь появился гуманизм, ставящий человека на первое место.
Однако, доведенный до крайности, в 18-19 веках он вылился в атеизм. В эпоху Возрождения совершился переход от феодально-вассальных отношений в обществе к новым, более прогрессивным формам. Теперь сделалось возможным «вертикальное» продвижение по социальной лестнице. Например, крестьянин вполне мог стать преуспевающим банкиром. Это изменило сознание людей, сделав их более независимым и свободолюбивым.
Неудивительно, что Реформация была поддержана именно новым слоем общества и именно в тех странах, где он был наиболее силен. Этот же самый класс оказался наиболее недоволен положением дел в католической церкви.
Косвенной причиной Реформации можно считать распространение книгопечатания, сделавшего Библию намного более доступной, чем раньше. Контраст между практикой католической церкви и принципами, изложенными в Библии, был слишком велик, чтобы просто игнорировать его.
Решающим фактором, определившим успех Реформации, явилась поддержка немецких правителей, весьма недовольных политикой Рима, особенно непомерными денежными поборами.
Можно ли купить прощение?
Необходимо остановиться на тех злоупотреблениях Римской католической церкви, которые вызывали наибольшее неудовольствие.
Секуляризация (обмирщение) церкви достигла огромных размеров. Из-за того, что церковь была богатейшей организацией мира, почти все ее посты занимали люди весьма нечистоплотные в моральном отношении.
Симония (продажа церковных должностей) была в порядке вещей. Многие священники имели целые гаремы наложниц.
Однако самым возмутительным была торговля индульгенциями. Католическая церковь считала, что после того, как человек покаялся в грехе, он должен получить прощение у священника при условии, что грех искуплен. Полагали, что существует светское искупление, которое кающемуся грешнику необходимо совершить либо в этой жизни, либо в чистилище. Таким искуплением должно быть или паломничество к святым местам, или выплата денег церкви. Индульгенция являлась документом, который покупался за деньги и который освобождал человека от земного наказания за грех. Полагалось, что Христос и святые достигли такой праведности во время земной жизни, что их заслуги, запасенные в небесных хранилищах, могут распространяться папой на живущих верующих. Более того, покупалось прощение грехов даже за будущие прегрешения. Тарифы на услуги легко было узнать в любом приходе.
Именно торговля индульгенциями и стала той «последней каплей», переполнившей чашу терпения и подвигшей Мартина Лютера на прямой вызов Католической церкви.
Мартин Лютер
Мартин Лютер родился в 1483 году в немецком городе Эйслебене. Строгость его отца наложила отпечаток на его личность, сделав суровым и волевым человеком.
Мартин не оправдал надежд отца, который видел своего сына бургомистром или юристом. К юриспруденции Мартин оказался равнодушен.
В возрасте 22 лет Мартин поступает в августинский монастырь города Эрфурт. К такому решению его привел страх смерти. За две недели до этого во время грозы его охватил страх, и он дал обет Богу стать монахом.
Ведя аскетическую жизнь в монастыре, Мартин все равно с ужасом осознавал свою греховность. Он старается вести все более строгую жизнь, анализирует свои грехи, но приходит только к выводу, что грех полностью им владеет. Никакие средства, предлагаемые церковью, ему не помогают.
В 1508 году Лютер получил предложение занять место настоятеля городской церкви в Виттенберге и одновременно читать лекции в открытом в городе университете. Столкнувшись с необходимостью готовить лекции на темы Библии, Лютер начал открывать в ней новый смысл, который становится ответом на его духовные поиски. Затем последовали путешествие в Рим, где он был возмущен поведением священства, защита докторской диссертации и назначение августинским викарием (то есть наместником епископа – почти епископом, только без епархии). В Виттенберге его авторитет еще больше вырос после того, как в 1516 году в город пришла чума. Лютер, отвергнув предложение покинуть город на время эпидемии, остался со своими прихожанами.
Спасение по вере
А затем наступил переломный 1517 год. Лютер достиг возраста Христа и был готов совершить главный поступок в своей жизни. Еще во время обучения он постоянно встречал в трудах отцов церкви суждения, вызывавшие у него желание поспорить. И тут привыкший самостоятельно мыслить Лютерне собирался молчать.
Он уже пришел к осознанию того, что станет сердцевиной развитой им реформаторской идеологии. Главное для истинного христианина – личная вера, а не слепое доверие авторитету. Только личная вера дает надежду на вечное спасение. Ни жизнь по указке церковных авторитетов, ни исполнение предписанных ритуалов, ни упование на спасительную силу священных реликвий и тем более на отпущение грехов, которое можно купить за деньги, ничего общего со спасением не имеют. Лютеру удалось убедить в своей правоте большинство преподавателей и студентов университета.
Именно тогда Мартин Лютер и прибил свои знаменитые тезисы к дверям Виттембергской церкви. Результат превзошел ожидания. Этот документ размножили и распространили по всей стране. Люди читали его и видели, что написанное там было правдой. У Лютера появились десятки тысяч сторонников.
Реакция Рима
Разумеется, папский престол не мог остаться равнодушным к подобному инциденту. Папа попросил во всем разобраться орден августинцев, к которому принадлежал Лютер, но среди монахов сторонников Лютера было так много, что вместо осуждения он получил поддержку. Тогда папа пошел по другому пути. Он направил кардинала Каэта на собрание имперского рейхстага, состоявшееся в Аугсбурге, с тем, чтобы тот убедил немецкую знать расправиться с новой ересью. Земли, где жил Лютер, находились под управлением Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонии, который от имени императора Максимилиана выдал Лютеру охранную грамоту, и тот оказался в безопасности.
Вскоре состоялся богословский диспут между Лютером и представителями папства, на котором Лютера обвинили в ереси. На основании этого папа Лев издал официальную буллу, в которой осудил Лютера, а все его книги приказал сжечь. Раньше это не делалось из политических соображений. Булла добиралась до Германии долго и повсюду на немецких землях она вызывала обратную реакцию: жгли книги противников Лютера вместе с самой буллой.
После многих споров было решено вызвать Лютера на заседание имперского рейхстага в Вормсе, где присутствовал император. Лютеру предъявили его книги и предложили отречься. Но он ответил: «Совесть моя подчиняется Слову Божьему. Я не могу и не хочу отречься, ибо неправильно и небезопасно идти наперекор своей совести. Да поможет мне Бог. Аминь».
Лютер умер в 1546 году, оставив после себя преемником Меланхтона.
После многочисленных смут и войн в 1555 году в Аугсбурге лютеранство было признано имеющим равные права с католицизмом.
Заключение
Движение Реформации, приведшее к образованию протестантизма, обновило духовную жизнь христианства, вернуло ему чистоту вероучения. Главным достижением стало признание того, что оправдание и спасение можно получить только по вере, что каждый христианин может напрямую обратиться к Богу, минуя священника. Основным и непререкаемым авторитетом становилась Библия.
Этим принципам и сегодня следуют множество протестантских церквей по всему миру.
Подготовил Станислав Буланов
(Продолжение следует)