​Зависимость от компьютерных игр

Зависимость от видеоигр похожа на зависимость от компульсивной азартной игры, в которой быстрый выигрыш становится одним из основных мотивов.

Полезное увлечение?

В наши дни игры особенно популярны. Они стали намного более сложными, с богатыми альтернативными мирами, множеством персонажей и сложными сюжетными линиями.

К сожалению, многие родители, считают, что видеоигры расширяют воображение, дают детям возможность работать совместно (в команде) и оттачивают когнитивные навыки, как бы улучшая память, внимание и мышление.

Правда, когда молодые люди проводят большую часть своего времени за видеоиграми в ущерб школьным занятиям, физическим упражнениям, семейным или социальным мероприятиям, преимущества игр кажутся родителям уже менее определенными.

Во всем виноват дофамин

Источник увлечения играми до сих пор неизвестен, но исследователи предполагают, что процесс игры и победы может спровоцировать выброс дофамина, который поднимает настроение и обеспечивает прилив энергии.

Дофамин – это тот же нейротрансмиттер, который участвует в других зависимых действиях, таких как злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Все же отметим, что зависимость от видеоигр в настоящее время не признается зависимым расстройством (болезнью) в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств, но навязчивая озабоченность играми за счет реальных действий или обязательств похожа на болезнь.

Выделим несколько признаков формирующейся зависимости от игр:

плохая успеваемость в школе, на работе или в домашнем хозяйстве из-за увлеченности играми;

пренебрежение другими увлечениями или дружбой;

ухудшение личной гигиены или качества ухода за собой;

невозможность установить ограничения на то, сколько времени тратится на игры;

признаки раздражительности, беспокойства или гнева, если возникает необходимость прекратить играть (даже на короткое время);

необходимость (потребность) больше времени проводить в играх или играть интенсивнее, чтобы получить тот же уровень удовольствия;

симптомы физического или психологического отказа, такие как потеря аппетита, бессонница, возбуждение или всплески эмоций, если игра отнимается;

использование видеоигр как способа избежать стрессовых ситуаций на работе, в школе или конфликтов дома.

Проблемы взрослых

Дети и подростки – не единственные, кто может быть подвержен зависимости от видеоигр. Взрослые также способны часами просиживать за этим занятием вместо того, чтобы заниматься работой, хобби или посвящать время семье.

Когда взрослые больше не могут контролировать количество времени, которое они проводят в видеоиграх, когда их работа или отношения с близкими людьми начинают страдать в результате видеоигр, можно говорить о зависимости.

В большинстве случаев компьютеризированные программы носят исключительно негативный характер, способствуя насилию, сексизму и социальной изоляции.

С другой стороны, видеоигры могут стать ценным инструментом для обучения и развития. На самом деле видеоигры имеют как положительные, так и отрицательные характеристики, и эффект от игр часто зависит от отношения игрока к играм и жизни в целом.

Вредные последствия

Ниже перечислены некоторые из ключевых проблем игроков:

сидячий образ жизни;

Часы, проведенные за компьютером или перед устройством, могут сказаться на организме молодого человека. Отсутствие физических упражнений, обусловленные видеоиграми, приводит к нарушению осанки, диабету 2 типа, ожирению у детей и подростков;

недостаточная

социальная активность;

Хотя видеоигры требуют взаимодействия с другими людьми в компьютеризированной среде, они не обязательно готовят детей к реалиям общения со сверстниками. Научиться взаимодействовать с другими людьми в реальных условиях – важный социальный навык, которым пренебрегают люди, слишком много времени проводящие в играх.

проблемы

с концентрацией внимания.

Быстрые движения и быстрые действия видеоигр способствуют потере концентрации у игроков. Например, дети, которые проводят много времени за видеоиграми, могут меньше интересоваться чтением книг, требующим более целенаправленного и длительного внимания.

избегание задач

развития;

Подростковый возраст – это время развития личности. Чтобы стать зрелыми взрослыми, способными справиться с жизненными проблемами, подростки должны научиться противостоять болезненным эмоциям и социальным переживаниям.

При правильном использовании фэнтезийные ролевые видеоигры могут помочь детям выучить и применить ценные черты характера, которые позволяют им взаимодействовать с другими. Но когда видеоигры используются в качестве бегства от решения проблем, происходят нарушения в процессе взросления.

усиление агрессии;

Дети и подростки, которые много времени уделяют видеоиграм, посвященным бою, дракам или насилию, могут проявлять больше признаков агрессии, чем те, кто не играет в такого рода игры. Родителям стоит быть в курсе содержания видеоигр, изучить распространяющуюся на них систему рейтингов, аналогичную той, которая применяется к фильмам.

Большой риск видеоигры могут нести игрокам, страдающим эпилепсией или другими судорожными расстройствами. Мерцающая графика, индикаторы и цвета видеоигр способны вызывать приступ судорог у некоторых игроков. Игра также может привести к повторяющимся травмам рук и запястьям.

Нельзя отрицать, что видеоигры оказали огромное влияние – как положительное, так и отрицательное – на культурные установки, психологическое развитие и образ жизни детей и взрослых.

Тем не менее для людей, попавших в цикл навязчивых игр, видеоигры могут стать разрушительными.

Д.м.н., профессор В.Л. Минутко
minutkoclinic.com

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!