Я закончил разговор со своей четырехлетней дочкой такими словами: «Мы все грешники». Затем посмотрел ей в глаза и добил: «А грех всегда делает больно. Больно, потому что за грех мы достойны наказания в аду».
Только что я сказал своей дочери, что она грешница. Вот теперь боюсь, что, объясняя ей понятие первородного греха, я запустил скрытые психологические механизмы, которые однажды доведут мою дочь до депрессии и отчаяния.
Недавно прочел работу бывшего евангельского верующего, который пишет под псевдонимом Билл Мюллер. Билл вспоминает, насколько сильно его напугали, когда пятилетнему рассказали о доктрине первородного греха. Вот его слова: «Я стоял в той комнате совершенно один. Осужденный, униженный и лишенный всякого человеческого достоинства».
Прошло тридцать лет, и Билл задается вопросом: «Зачем мои родители вывалили все эти догмы на свою собственную плоть и кровь? Почему родительский инстинкт им не подсказал, какой урон эти догмы нанесут неокрепшей психике ребенка? Я чувствовал, что меня предали и ранили».
С точки зрения Билла, худшего преступления, чем назвать ребенка грешником, родитель даже представить себе не может. Билл использовал слова «насилие, унижение, разрушение» и даже «убийство души».
Но именно после прочтения текста Билла я окончательно пришел к выводу, что должен рассказать детям об их греховности. И вот почему:
Библейское учение о грехе – это единственный способ для моих детей понять себя и окружающий мир.
Правда о нашей греховности, хотя и неприятна, но является единственным способом для детей понять этот мир, который был прекрасен и благ, а теперь разбит в результате злых человеческих решений. Становится понятнее, почему одноклассник толкнул другого на игровой площадке, почему родители разводятся и почему в Ираке убивают людей. А еще доктрина о грехе помогает детям понять, почему у них самих внутри возникает конфликт между добром и злом, почему одна их часть стремится к правде, красоте и добру, а другая постоянно подталкивает к разрушительным решениям (Рим. 7:15-19).
Библейское учение о грехе – это часть большой истории о цели в жизни и надежде.
Если детям рассказать, что они грешники, и оставить их с этой новостью – это жестоко. К тому же является полуправдой. Потому что история о человеческом грехе и проклятии – только часть евангельской вести. Это серединка в бутерброде, в котором внизу – предназначение, а сверху – надежда. Предназначение в том, что Бог создал нас по Своему образу и подобию, чтобы иметь с нами взаимоотношения. Надежда же – это упование на то, что верующий во Христа сможет восстановить это предназначение и образ Божий в себе (Еф. 4:24, Кол. 3:10).
Доктрина греха – не какая-то страшная сказка, которую христиане выдумали для порабощения других людей. Но это плохая новость, без которой не понять сути вести хорошей – Благой вести (Деян. 2:37, Лк. 18:13).
Христиане, вместо окутывания детей в безосновательные фантазии о себе и окружающем мире, должны рассказывать своим детям историю Евангелия. В этой истории есть и про грех, и про надежду на искупление и восстановление.
Давайте вернемся к началу. Плохо ли я поступил, рассказав своей дочери, что она – грешница? Нет. Потому что о грехе придется говорить, если мы хотим поделиться с детьми Евангелием. А что делать с историей Билла? Можно ли так рассказать о грехе, чтобы после рассказа в человеке поселилось отчаяние или самооправдание? Да. Вот почему к этой теме надо подходить в духе любви, учитывая душевное состояние ребенка и не забывая рассказать о надежде, которую мы обретаем во Христе.
Вот три способа сделать это правильно:
Если ваш ребенок согрешил, либо против него согрешили, воспользуйтесь ситуацией, чтобы рассказать Евангелие.
У детей обычно обостренное чувство справедливости. Они знают точно, когда с ними поступили несправедливо. И точно знают, когда сами поступили неправильно. Родители могут использовать это обостренное чувство для того, чтобы объяснить, почему люди делают друг другу больно. И объяснить, что Иисус сделал, чтобы исправить людей.
Когда вы согрешаете, покажите своему ребенку, что верующий человек делает со своим грехом.
Дела говорят громче слов. И давайте будем честными: наши дети видят все наши проступки. Вот только недавно мне пришлось попросить у дочери прощения за то, что накричал на нее.
Проявляя смирение мы можем рассказать детям о двух вещах. Во-первых, даже мамы и папы грешат. Во-вторых, верующие с грехом поступают следующим образом: они его исповедуют и оставляют, признавая, что Иисус умер за эти грехи (1 Иоан. 1:9).
Пользуйтесь детскими Библиями, в которых много картинок и рассказывается о том, как Иисус одержал победу над грехом.
У нас дома есть подходящая для этого книга – Библия в картинках. Там простой текст и очень яркие иллюстрации. В этой книге есть и про Адама с Евой. И про контраст райского сада с жизнью вне Эдема, где люди ненавидят Бога и причиняют друг другу боль. И в этой книжке есть и радостный рассказ о том, как Христос восстанавливает наши отношения с Богом.
Сказать ли мне своей дочери, что она – грешница? Я обязан, если хочу ей поведать о величаейшей истории любви: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
www.hristiane.ru