​Если ребенок стал жертвой травли

По разным данным, в России с травлей и издевательствами сталкивались от 36 до 51% школьников. Самой распространенной формой издевательств являются оскорбления — 77%. В 61% случаев агрессия принимает форму унижения, в 24% — физического насилия, в 11% случаев издевательства записываются на видеокамеру, а 25% ситуаций травли происходят в интернете.

«Мой 13-летний сын отказывается ходить в школу, – рассказывает соседка. – Он хороший, спокойный мальчик, учится прилично, ни с кем не ругается. Одноклассники как-то подбивали его пойти покурить, он отказался. С тех пор они не дают ему проходу: обсмеивают на уроках, толкают на переменах или закрывают в классе, пинают рюкзак. Учительница как будто ничего не замечает. Как помочь ребенку? Что делать?»

Я слушала маму подростка и думала, что ее история, к сожалению, мало кого удивит. А вопросами о том, как помочь ребенку, задавалось не одно поколение родителей.

Нужно признаться, что травля одних детей другими – явление для наших школ не новое. Вспомним хотя бы свои школьные годы — кто-то был объектом травли, кто-то ее свидетелем, а кто-то сам в ней участвовал. С появлением интернета травля приобрела поистине «вселенские масштабы». Недаром слово «травля», или «буллинг», теперь слышишь все чаще. Травля бывает чисто психологической, эмоциональной, но порой те, кто травит, переходят от слов к делу и применяют физическую силу.

Кого травят?

Чаще всего подвергается буллингу тот, кто чем-то отличается от большинства: физически (другая комплекция, цвет кожи, разрез глаз), необычной манерой одеваться, отсутствием модной одежды или гаджетов. Поводом начать травлю может стать даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей; домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чье поведение не похоже на поведение обидчика.

Интенсивность травли зависит и от ее лидера, и от реакции жертвы, и от поведения зрителей, но суть всегда одна.

Последствия травли

Буллинг — это возможность установить свою власть, поиздеваться над другими. В результате такого издевательства ребенок-жертва получает огромную психологическую травму. Это тяжелое эмоциональное состояние, которое может привести к трагичным последствиям: неврозам, фобиям, агрессивности, а иногда — и к суициду. В любом случае у объекта буллинга формируются комплексы. Ребенок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе, думать, что причина происходящего — в нем. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии, чувство одиночества. Травля мешает учиться, ребенку не до занятий: ему бы в школе выжить.

Те, кто прошел через неприятие коллектива, помнят об этом всю жизнь. Обернется ли травля походами к психологу и проблемами с коммуникацией во взрослом возрасте — во многом зависит от правильного поведения взрослых. Если учителя школы не смогли сразу пресечь буллинг в коллективе, значит необходимо вмешательство родителей.

Реакция родителей

Как чаще всего ведут себя родители, чьи дети подвергаются травле? Одни просто умывают руки, как будто их это не касается. Они говорят: «Это всегда было, есть и будет, и в моей школе так было. Ну и что, все выжили, ничего страшного, пусть не валяет дурака».

Другие начинают стыдить ребенка: «Сам виноват – говорили тебе, что надо похудеть», «Что ты, как размазня, сдачи дать не можешь? Вот я в твои годы...»

Иногда родители вообще ничего не замечают до тех пор, пока не случится что-нибудь серьезное.

Согласно исследованиям, больше половины подростков вообще не надеются на взрослых – ни на учителей, ни на родителей. Они еще больше замыкаются в себе, стараются не показывать, как им плохо, терпят унижения, стиснув зубы. Все это может привести к крайне тяжелым и печальным последствиям – один оканчивает жизнь самоубийством, а другой приходит в школу с оружием и коктейлем Молотова.

Как узнать, что ребенок подвергается травле?

В идеале, конечно, лучше узнавать подобное от своего ребенка. Для этого нужны доверительные отношения, чтобы ребенок чувствовал ваш искренний интерес не только к его оценкам, но и к его чувствам и ощущениям. На шаблонные вопросы: «Как дела в школе? Тебя там никто не обижает?» — ребенок вряд ли ответит искренне. Спрашивайте, с кем ребенок сидит вместе, играл ли он с кем-то в школе, интересно ли ему на уроках и в школе вообще, нравится ли ему его класс. Эти вопросы помогут ребенку понять, что вы интересуетесь искренне тем, что его волнует.

Но если доверительных отношений нет, если школьник боится рассказать вам о буллинге, опасаясь резких комментариев, фразы «сам виноват», то понимать, травят ли ребенка придется через наблюдение за ним. Стоит тревожиться, если:

  • У ребенка имеются синяки и царапины, появление которых он не может внятно объяснить, говорит, что не помнит и т.д.
  • Ребенок ищет повод не ходить на учебу, притворяется больным.
  • Ребенок не ест в школе, и его пищевое поведение меняется в целом.
  • Снижается успеваемость, теряется интерес к занятиям.
  • Возникают эмоциональная подавленность, замкнутость, низкая самооценка, ночные кошмары, бессонница.
  • Поддержите ребенка

    Прежде всего родители ни в коем случае не должны отстраняться. Травля – это проблема, которая может зародиться в любом коллективе и которую надо пытаться решить. Как?

    Во-первых, поддержите ребенка. Покажите, что всегда на его стороне и готовы помогать ему разбираться с трудностями до конца, даже если это будет непросто. Фраз «потерпи, само пройдет», «сам виноват» и «найди общий язык с ребятами» быть не должно. Естественно, что школьник боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется.

    Важно разделить с ребенком боль переживаний, осознать их глубину, но не торопиться принимать за него решения. Можно спросить: а каким ты представляешь выход из этой ситуации? Ребенок может ответить: «Не буду на них обращать внимание». Или скажет: «Побью каждого по отдельности!»

    Не стоит стремиться сразу возражать или отговаривать, лучше спросить: «Хорошо, вот ты ударил, а что будет дальше?» Такие вопросы помогают выйти из роли затравленной жертвы и дать понять, что от ребенка тоже что-то зависит.

    Однако, если ребенок наотрез отказывается идти в школу и хочет всех взорвать, то ему лучше отсидеться дома. После того как школьник, изъятый из травмирующей среды, немного успокоится, можно попытаться говорить к его сердцу.

    Молитесь

    Если родители верующие, то справиться с возникшими трудностями будет легче. Для начала нужно помолиться вместе с ребенком и рассказать Богу о том, что наболело. Писание говорит, что Господь обещал хранить Своих детей и давать им мудрость. Поэтому в случае опасности мы можем рассчитывать на Его помощь. Бог способен усмирить врагов и обратить любую ситуацию нам во благо. Однако Иисус ожидает и от нас правильных действий. Господь учил прощать врагов, молиться за обижающих и отдавать весь суд в Его руки.

    Скорее всего, сделать сразу так, как велит Евангелие, школьнику будет трудно. Поэтому и принуждать его не нужно. Но рассказать, какую свободу несет прощение и отказ от мести, необходимо. В любом случае неприятная ситуация в школе может послужить поводом к серьезному духовному разговору о добре и зле, о ненависти и умении ждать помощи от Господа. Здесь также важно не упустить возможность и порассуждать вместе о том, что является истинным прощением, вспомнить примеры библейских героев.

    Молитесь вместе с сыном или дочерью об одноклассниках, благословляйте обидчиков и просите мудрости у Бога. Ваш пример добродетельной христианской жизни будет формировать душу ребенка.

    Действуйте по закону!

    Возможно, ситуация сразу и не изменится к лучшему, и тогда придется действовать по принципу: на беззаконников есть закон. Какие шаги можно предпринять?

    1. Поговорить с родителями обидчиков. Начать следует с зачинщика. В большинстве случаев это один человек, за которым повторяют остальные. Часто такого разговора хватает, чтобы прекратить травлю. Когда родители обидчика на контакт идти не желают, стоит поговорить с остальными участниками преследования. Даже если выводы сделает кто-то один и прекратит издеваться над вашим ребенком — его примеру последуют другие дети. Постепенно конфликт угаснет.

    2. Поставить в известность классного руководителя. Попросить его проявить внимание к проблемам внутри класса, провести воспитательную беседу. Если конфликты вашего ребенка с одноклассниками продолжаются длительное время или приносят ему очень сильные страдания — попросите разрешения поприсутствовать во время такого разговора.

    3. Если все предыдущие действия не дали результатов, или родители и учителя отказываются решать проблему, обращаться следует к директору школы. Далее — в отдел образования (до такой стадии конфликтные ситуации доходят достаточно редко). А иногда лучшим и единственным выходом может стать перевод ребенка в другую школу.

    Подготовила Татьяна Арчибасова

    Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!