​Все еще хотите разбогатеть?

Ежедневно, кроме воскресенья, с 8 до 9 утра «Радио Пилигрим» через все соцсети в прямом эфире транслирует передачу «Бодрого утра». Подключившись, вы сможете услышать христианские новости, а также поучаствовать в разборе Священного Писания. Это замечательная «утренняя пища» для духа и ума, наставление и назидание, которые порой так нужны нам, чтобы жить правильно, исполняя волю Божью.

Сегодня мы расскажем вам об одном из выпусков «Бодрого утра», в котором обсуждалось послание Иакова, а конкретно – вопрос о богатстве и о том, как нам, христианам, к богатству относиться. Итак, обратимся к эфиру.

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак. 5:1-6).

Дорогие друзья! Как вы думаете, к кому обращается апостол Иаков? К церкви? Вряд ли. Скорее всего, он пишет эти слова как некое предвозвещение божественного суда над людьми, которые обладают материальными благами в количестве, значительно большем, чем им нужно. При этом они видят и осознают, что вокруг – много нуждающихся, но не делятся с ними. В приведенном выше отрывке апостол говорит о праведном Господнем суде над такими эгоистичными богачами.

Во времена написания послания Иакова обладающие богатством считались особо отмеченными Богом. У слова Бог и богатство даже корень один, и вначале это слово относилось только к духовной стороне личности – много Бога. Но позже понятие трансформировалось и стало распространяться на материальную сферу. Кстати, сами богатые люди тоже считали себя особо благословленными Господом. Это подтверждает Екклесиаст в своей книге, говоря: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл.5:18).

Иаков не говорит, что богатство дает дьявол и богатые сгорят вместе с ним. Нет. Бог позволил разбогатеть – это хорошо. Но такой дар налагает и определенную ответственность – правильно им распорядиться, потому что потом придется за все дать Господу отчет.

Давайте теперь посмотрим, какие четыре претензии предъявляет апостол богатым, предупреждая о бедствиях, надвигающихся на них.

1. «Богатство ваше сгнило, серебро заржавело» и т. д. Речь здесь о том, что богатые имеют значительно больше, чем им необходимо. И самое страшное в том, что эти люди не могут остановиться в накоплении. Им все мало, и они не считают себя достаточно богатыми. Это происходило в те времена, происходит и сегодня.

Например, недавно одного российского полковника задержали за мошенничество, выяснили, что у него есть квартира, заполненная деньгами. Зачем ему столько? Ведь он ими не пользуется. Деньги, которые должны были бы работать в экономике, просто лежали в квартире.

И похожее происходит не только с деньгами. Например, если у тебя запасено слишком много зерна – оно сгнивает; если слишком много масла – оно приходит в негодность. Бывает, что производители с целью сохранить цену просто выбрасывают свою продукцию на свалку, вместо того чтобы отправить ее тем, кто нуждается. Люди забивают шкафы одеждой, и этим людям все мало.

Вот о таких ситуациях апостол и говорит: «Излишки свидетельствуют против вас, богатые. Они будут судить вас. Ржавчина на них станет первым судьей».

Адресуя подобное обличение богачам, Иаков как будто говорит всем остальным, чтобы те таким людям не завидовали и не стремились разбогатеть любым способом. Всегда и всем следует помнить: Бог будет судить за то, что у вас имелось лишнее, чем вы не пользовались, но с нуждающимися не делились.

2. «Плата, удержанная у работников». Если вы кого-то наняли на работу, пообещали ему зарплату и не отдаете – бойтесь Божьего суда. Раньше оплата была ежедневной. И если хозяин не выплачивал ее работнику вечером, то на следующий день семье работника просто нечего было есть. Вот почему апостол так строг в этом отношении. Сегодня все иначе, но принципы Божьи неизменны: пообещал – заплати. Купил – отдай деньги, а не корми обещаниями, что скоро расплатишься. Господь слышит молитвы тех, кто вопиет о несправедливости, и накажет обидчиков.

3. «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания».

Греческие слова «роскошествовали» и «наслаждались», употребленные в данном месте Писания, подчеркивают греховность этих действий. Речь не о том, что кто-то позволил себе съесть на праздник сервелата. Апостол обличает богатых в неуемном желании развлечений, когда человек уже не знает, что придумать, чтобы доставить себе радость. Тогда после обычных допустимых утех появляются греховные, похотливые и нечестивые. Бог будет судить богатых, которые развлекались, без меры утучняя себя.

4. «Вы осудили Праведника; Он не противился вам».

Обратите внимание, в данном случае Иаков не обобщает, а персонифицирует, говоря о Праведнике – это слово написано с большой буквы. Значит, речь идет об Иисусе Христе. А разве не за деньги был продан Христос? Иуда не по убеждениям сдал Христа, а банально продал Его за 30 сребреников. Так же и сегодня люди уходят от Христа, обогатившись материально. Вот и Библия подчеркивает, что богатым «трудно войти в Царство Небесное».

Итак, апостол Иаков, обличая богатых, обрушивается не на церковь, но на этот мир, которым управляют богатые люди. Нам же, христианам, следует внимательно прислушиваться к словам апостола, чтобы не поступать так, как поступают сильные мира сего».

Благословений вам, друзья!

Юрий Кривонос,
ведущий на «Радио Пилигрим»

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!