​История христианства Часть 4

Крещение Руси

Ход истории сложился так, что два события – крещение Руси и начало русской государственности – почти совпадают, отделенные лишь небольшим временным отрезком. Однако возникновение государственности произошло все же раньше. Для принятия христианства была создана платформа в виде государства. Как покажет дальнейшее развитие событий, без жесткой централизованной власти ни о каком крещении Руси и речи быть не могло.

Кем были руссы?

Кем же были древние руссы до принятия христианства? Если коротко, они были необузданные и жестокие язычники, жившие разбоем и пиратством, поклонявшиеся многочисленным идолам (им приносились даже человеческие жертвы). Жили руссы родоплеменным строем. «Было нашествие варваров – Руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они – этот губительный на деле и по имени народ, – начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, настигли наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст». Так пишет Георгий, архиепископ Амастридский.

Однако именно разбойничьи набеги на Византию позволили первый раз руссам соприкоснуться с христианством. На Руси была организована церковь, учрежден патриархат в Киеве.

Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Но вот из Новгорода в Киев со своим войском пришел Олег, известный как «вещий». Он захватил Киев, убил Аскольда и Дира. Ярый язычник, Олег попытался уничтожить церковь, но она ушла в подполье. Вскоре Олег предпринял поход на Царьград (Константинополь), однако, войти в город так и не смог. Греки откупились от него щедрой данью. А Олег, уходя, прибил свой щит на ворота непокоренного города.

Следующим князем стал Игорь. Он умер рано, в 30 лет (942 г.), и фактической правительницей стала его жена Ольга, которая правила до совершеннолетия их сына Святослава. Она попыталась христианизировать Русь ненасильственным путем, приняв крещение в Константинополе от самого императора Константина Порфироносного.

Ольга почти целый год безуспешно добивалась чести породниться с царским родом басилевсов (как гласят придворные хроники Константина), что дало бы ей огромные преимущества. В планы Ольги входило приобщение к высокой цивилизации Византии и получение ее политической и военной поддержки, что было невозможно без принятия христианства. Но по разным причинам в тот раз Русь не стала христианской.

Важно, однако, что к христианам при Ольге относились очень терпимо, многие ее придворные стали христианами. Все грамотные люди на Руси в то время исповедовали Христа, что еще более повышало престиж новой для руссов веры. Кроме того, и своего сына Святослава Ольга воспитала в духе терпимости к христианам, хотя он и оставался язычником.

Авантюрист по натуре, Святослав практически отсутствовал в Киеве, постоянно занятый войной. Зато его сын Ярополк воспитывался бабушкой и стал христианином. В жены Ярополку дали греческую пленницу-христианку, бывшую послушницу монастыря. Когда в 972 г. Святослава убили, Ярополк принял великое княжение, а Киев стал почти христианским.

Владимир

В это время в Новгороде правил младший сын Святослава Владимир. Это был ревностный и жестокий язычник. В 978 году он предпринял военную кампанию против Киева и успешно его взял. Началась зверская языческая реакция на христианство, погибло множество людей, были восстановлены языческие обычаи. Приносились даже человеческие жертвоприношения во славу Перуна (сожгли двух христиан – Федора и Игната, отца и сына).

Став Великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. Это характеризует Владимира как талантливого полководца и политика. Русь обрела черты государственности.

Обращение Владимира

Внезапно Владимир стал христианином, крестился сам и в 988 году крестил Русь. Официальная версия событий такова. Владимиром были приглашены представители трех религий: иудаизма, ислама и христианства. «Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино, – сказал он, – есть веселие для русских, не можем быть без него». Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: «Идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. «В Иерусалиме, – ответствовали проповедники, – но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чужим». «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? – сказал Владимир. –Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества». Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии... и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» «Крестись, – ответствовал Философ, – и будешь в раю с первыми» (Карамзин, История государства российского).

Но это не более чем редактированная официальная версия, которую ни один серьезный историк не может считать истинной, слишком уж она не согласуется с характером Владимира и политической обстановкой того времени. Некоторые исследователи склоняются к тому, что обращение князя было чудесным действием Бога, подобным обращению апостола Павла. Возможно. Точно мы не узнаем никогда. Как бы то ни было, но именно после возвращения из Корсунского похода началось крещение Руси.

«Путята крестил мечем, а Добрыня огнем»

Под страхом наказания Владимир заставил креститься киевлян и вообще всех своих подданных. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники Корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Митрополит с епископами, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит Леон, назначенный Константинополем, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина окончательно сокрушил там язычество.

По мере распространения христианства стало необходимым увеличить количество священнослужителей. Поэтому было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников. Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения.

Итог

В результате этой деятельности христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев. Но крещение Руси носило характер подневольный, насильственный. Люди под страхом смерти переходили в новую и непонятную им веру. «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Естественно, что усвоены народом были только внешние формы христианства. По сути, в народном сознании языческие боги сменили имена, да поменялись обряды, вот и все христианство. Народу, как считали церковные иерархи, предстоял путь постепенного просвещения светом Христовым, главное, что начало было положено. Насколько оправдала себя такая миссионерская политика, судить трудно. Есть и положительные, и отрицательные стороны насильственного вхождения Руси в ареал христианства. Плюсы в том, что страна из варварской пиратской общности славянских племен резко шагнула в более высокую стадию развития, стала цивилизованным государством Русским.

Под действием христианства смягчились нравы, развилась культура, чему очень способствовал перевод Библии Кирилла и Мефодия, который был понятен людям того времени. Кроме того, Русь в 10 веке подошла к рубежу, на котором ей все равно пришлось бы выбирать религию: либо ислам, либо иудаизм, либо христианство, чтобы не оказаться изгоями на политической арене, ведь все страны, имевшие влияние, в то время принадлежали к одной из трех мировых религий: христианство, ислам и иудаизм (Хазарский каганат).

Минусами можно считать выхолащивание христианства под воздействием язычества, проникновение в него праздников, ритуалов и обрядов, ничего общего с христианством не имеющих, развитие отдельной формы христианства – русского православия, особенно в народной его форме. Ведь и сейчас многие искренне считают христианским обычай поминать умерших на могилах спиртным и едой! И таких примеров можно привести множество.

Все ныне живущие являются (хотят они этого или нет) следствием того процесса, в результате которого Русь пошла именно христианским путем развития. Ведь выбери Владимир ислам (молодой и чрезвычайно динамичный в 10 веке, что вполне отвечало характеру варваров-русов) – и вся мировая история пошла бы по-иному. Мы должны быть благодарны Богу за то, какие мы есть.

Подготовил Станислав Буланов

(Продолжение следует.
Начало в № 4, 5, 6)

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!