​Интеллигенты сердца

Христианский этикет

Слово «этикет» французского происхождения и означает правила поведения в обществе. Нужно ли христианам знать правила этикета? Конечно. Именно христианам более, чем другим, нужно знать, как себя вести в обществе, поскольку они являются светом, примером, на них смотрят более пристально.

Стремление вести себя прилично уходит в глубь тысячелетий истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах и дошло до нас в виде Закона Моисеева и шестисот заповедей, подробно рассказывающих, как подобает обращаться с людьми. Господь позаботился о том, чтобы четко проинструктировать нас, изложив Свои требования в многочисленных предписаниях.

В эпоху Нового Завета, когда Бог вложил Свои мысли в сердца Своих детей, христиане учатся хорошим манерам непосредственно от Святого Духа. Новое одухотворенное сердце формирует постепенно и внешний стиль поведения.

Кто-то однажды заметил: «Я думаю, что если жить по закону Духа жизни, то даже простой необразованный человек станет вполне культурным». С этим нельзя не согласиться, потому что голос Духа Святого, который мы слышим внутри, всегда может вовремя подсказать, как правильно поступить в той или иной ситуации. Именно поэтому истинных последователей Христа часто называют интеллигентами сердца.

Тем не менее даже возрожденным духовно людям порой нужно напоминать элементарные правила поведения в обществе. Чтобы, исполняя эти правила, те становились добрым примером для всех окружающих: «Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2Кор. 3:2).

В доме молитвы

Бесспорно, самая высокая степень воспитанности необходима в доме молитвы, во время богослужений. Поэтому начнем с того, как нужно себя вести в церкви.

Приходим вовремя

Планируйте заранее воскресный день так, чтобы без опозданий попасть в церковь. Расставляйте приоритеты правильно, ставя на первое место Бога и служение Ему. Постарайтесь избавиться от всякой суеты, которой хватает на неделе, и не планируйте перед богослужением посещение супермаркета или дачи. Субботу отдавайте семье, домашним делам, быту, покупкам, а воскресный день — служению Богу и отдыху.

Одеваемся на богослужение празднично и не соблазнительно

Будет не лишне заметить, что на богослужение следует одеваться не так, как на пляж, и не так, как для прогулки по двору. Мы идем на встречу с Богом, а значит, надеваем самое красивое.

Второе же правило гласит: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием» (1Тим. 2:9). Это правило обусловлено психологией мужчин, которые все воспринимают глазами. Поэтому одеваться следует так, чтобы не становиться соблазном для присутствующих в церкви мужчин.

Не разговариваем

во время богослужения

Не разговаривайте во время богослужения, потому что вы мешаете людям слушать проповедь. К тому же шум в зале мешает проповедующему сосредоточиться. Да и вам самим не стоит отвлекаться, пропуская духовные назидания проповеди.

Не ходим по залу

Если вы когда-либо бывали в театре или на концерте классической музыки, то знаете, что в зал после звонка уже не пускают. И это правильно. Тем более такая мера оправдана в церкви, где любое незапланированное движение является выражением непочтения к Богу.

Безусловно, есть ситуации, когда нужно выйти, но старайтесь без необходимости по залу не передвигаться.

Также неэтичным считается уходить с богослужения раньше времени. Библия говорит: «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий» (Еккл. 4:17).

Следим за

поведением своих детей

Не оставляйте ребенка без присмотра ни на минуту. Позаботьтесь о том, чтобы он был накормлен заранее и у вас под рукой всегда имелась бутылочка с водой. Следите за ребенком, чтобы тот не бегал по залу, не кричал и не мешал людям слушать проповедь.

О правилах поведения в церкви нужно говорить с детьми еще дома, приучая их к порядку.

Не разговариваем по мобильному телефону на собрании

Конечно, для общения по телефону нужно выбрать другое, более подходящее время.

Итак, мы осветили основные моменты этичного поведения в церкви, а теперь поговорим о том, как этично общаться по телефону.

Общение по телефону

Сегодня уже никто не представляет своей жизни без мобильных телефонов. Они прочно вошли в повседневность и стали неотъемлемой ее частью. Однако насколько мобильник может облегчать быт, настолько же он способен и затруднять его, если не обладать навыками культурного использования телефона.

Выключаем телефон

Необходимо выключать мобильный телефон в тех местах, где этого требуют нормы безопасности. Речь идет, например, о самолетах и больницах. Там сотовые телефоны могут помешать работе оборудования.

Нельзя разговаривать по мобильному за рулем. Это даже не этикет, а одно из правил дорожного движения. В храмах (как мы писали выше), театрах, кино, музеях, библиотеках телефон нужно выключать или переводить в беззвучный режим. И, конечно же, не разговаривать по нему.

Снижаем громкость

Многие почему-то считают, что, чтобы быть услышанным, в телефон нужно говорить очень громко. Но на самом деле все современные аппараты отлично передают звук. И абонент на том конце прекрасно вас услышит и когда вы будете говорить, не повышая голос.

Не

делаем фото

Не стоит снимать людей на камеру мобильного телефона без их согласия. И тем более не стоит такие фото потом выкладывать в сеть.

Уважаем

собеседника

Этикет предусматривает, что обычный разговор глаза в глаза более важен, чем телефонный. Поэтому нельзя надолго прерывать обычную беседу на разговор по мобильнику, если в этом нет необходимости. Да и вообще одновременно разговаривать по мобильнику и с кем-то, кто находится рядом, постоянно приговаривая: «Да это я не тебе» – некультурно.

Также, когда вы ведете реальную беседу, не нужно постоянно писать что-то в Вотсап. Отвлекаясь, вы демонстрируете неуважение к присутствующим собеседникам.

Не раскрываем секретов

«Нина Ивановна перечислила деньги не на тот счет, а Анечка наконец-то села на горшок». Чего только не узнаешь, находясь в общественном месте, о жизни человека, которого, вероятно, видишь в первый и последний раз.

Помните, что делиться интимной информацией с посторонними — недопустимо. Поэтому никогда не говорите на личные темы в присутствии посторонних. Впрочем, это касается не только телефонных, но и обычных разговоров.

Чтобы обсудить что-то важное для вас по телефону, постарайтесь отойти от окружающих на несколько метров – уважайте их личное пространство.

А каковы же правила поведения во время обычного, не телефонного общения? Давайте разбираться!

Общение лицом
к лицу

Если вы вошли в помещение, первая ваша обязанность – поздороваться. По общепринятым нормам первым здоровается именно тот, кто входит.

Здороваемся правильно

А как в целом правильно проводить такой социальный ритуал, как приветствие?

Всегда присоединяться к приветствию человека, в обществе которого вы находитесь, когда он с кем-то здоровается.

Здоровайтесь с человеком один раз в день, поэтому постарайтесь запоминать, кого вы уже поприветствовали.

Здороваться нужно независимо от того, симпатизируете вы человеку или нет. Нельзя делать вид, что не замечаете знакомых, которых недолюбливаете.

Когда здороваетесь, смотрите прямо в глаза и легко улыбайтесь. Если сидели – привстаньте. Пусть собеседник почувствует ваш дружелюбный настрой.

Не перебиваем

Давайте своему собеседнику возможность договорить до конца. Привычка перебивать говорящего – одна из самых распространенных и неприятных.

Позвольте человеку высказывать всю свою мысль, а для этого внимательно следите за нитью разговора. В Притчах Соломона есть прекрасное определение тех, кто любит перебивать: «Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп».

Не вмешиваемся

в чужой разговор

Если вам нужно что-то срочно сказать человеку, который уже ведет с кем-то беседу, то проявите терпение и подождите в стороне, пока не закончится разговор.

Или же, корректно попросив прощения у разговаривающих, предупредите, что займете только одну минуту и передайте вашему знакомому нужную информацию.

Этикет и Божьи заповеди

Мы перечислили лишь несколько рекомендаций по соблюдению общепринятых стандартов общения. На самом деле этих правил гораздо больше. И все они требуют от собеседников вежливости, тактичности, умения слушать, доброжелательности, терпения. Именно эти качества Библия в совокупности называет любовью к ближнему.

Можно сказать, что весь этикет основан на христианской заповеди: «И как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними во всем» (Лук. 6:31).

Разговор о христианском этикете мы продолжим в следующем номере газеты.

Подготовила Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!