В Послании Иакова есть такие слова: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные»
(Иак. 4:8).
Двойные стандарты
Двоедушные – это люди, которые имеют двойные стандарты. Дома они – одни, на работе – другие, в церкви – третьи, в магазине – четвертые и т. д.
Что это за состояние, и с какого возраста оно начинается, а когда заканчивается?
Опираясь на свой жизненный опыт и практику, я заметил, что двойная жизнь начинается лет с 13. Подростки, как правило, очень изобретательны на ложь. Родители зачастую и не догадываются, каковы их дети на самом деле.
А вот когда заканчивается двойная жизнь, я так и не вычислил, потому что у всех это происходит по-разному. А у некоторых она и вовсе никогда не заканчивается.
Причем это касается как неверующих, так и верующих. Ведь некоторые христиане только называются верующими, но живут во грехах. По воскресеньям надевают маску благочестия, приходят в церковь, всем улыбаются, слушают проповедь, а с понедельника живут, как неверующие.
Библия осуждает такой образ жизни и предупреждает: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).
Дружба с миром – вражда с Богом
Хотел бы кто-то из вас стать врагом Богу? Вряд ли. Но многие уже являются таковыми, если дружат с миром. И речь тут идет не только о прелюбодеянии или каких-то грубых плотских грехах. Апостол Иаков пишет о дружбе с миром, когда христиане сливаются с этим миром, не разделяют, где добро, а где зло. А главное, они забывают о Боге. Но написано: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» (Иак. 4:5).
Бог, можно сказать, ревнует нас к миру, Ему хочется, чтобы наши сердца принадлежали только Ему. И если мы отдаляемся от Него, то и Он отдаляется от нас.
Оказывается, приближение Бога к нам зависит от нас самих. Да, изначально Бог первым сделал шаг навстречу нам, Он привлек нас к себе, дал покаяние и веру, мы приняли Иисуса Христа в сердце. Но затем наши отношения с Богом зависят только от нас.
Самое страшное состояние
Человек может быть близок к Господу, далек от Него или где-то посередине – не близок, не далек. Это и есть двоедушие, когда мы и не с Богом, и не с миром.
Такое состояние названо в Писании теплотой, и оно – самое страшное, потому что горячий христианин горит для Господа, а холодный близок к покаянию. А «теплый» думает, что у него все хорошо, но Господь сказал через апостола Иоанна: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16).
Как мы вытесняем Бога?
Каждый раз, когда человек ставит что-то на первое место помимо Бога, он отдаляется от Него или вытесняет Его. Как это происходит?
Например, когда мы заявляем, что у нас нет времени на Бога. На самом же деле живем в самообмане и внушаем себе, что не можем найти 30 или 60 минут на общение с Господом в молитве или на чтение Библии, но находим намного больше времени на ненужные разговоры по телефону, просматривание соцсетей или просиживание у телевизора.
Вот это и вытесняет Бога из нашей жизни. А ведь Давид написал в первом Псалме, что если в законе Господа воля человека и о законе Его размышляет он день и ночь, то во всем, что он ни делает, успеет. Это вызов для нас!
Лицемерные фарисеи
В Библии есть примеры двоедушных людей. Таковыми, например, Христос называл фарисеев.
Это были очень религиозные люди, но Господь говорил, что они лицемеры, и резко критиковал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Матф. 23:25-28).
Эти люди намного больше переживали о внешних факторах – о том, что о них скажут, как они выглядят со стороны, но внутри были полны неправды. А Бог смотрит прежде всего на сердце. Богу важнее, что делает человек, когда его никто не видит: грешит ли тайно или нет; молится ли он, когда его никто к этому не призывает; стремится ли к общению с Богом, уединению с Ним при каждой свободной минуте. Бог даже призывает христиан творить милостыню втайне, чтобы правая рука не знала, что делает левая. Бог ценит искренность и посвящение Ему.
Стремиться к непорочной жизни
В 100 Псалме написано: «Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100:2). Непорочная жизнь – это наша ответственность. И начинается непорочный путь с размышлений об этом, с решения быть всегда искренним, правдивым, чистым.
Именно дома проявляется наш характер. Мы сдерживаемся на работе, приветливы в церкви, а дома почему-то позволяем себе раздражаться, гневаться, оскорблять, обманывать.
Но нельзя забывать, что Бог видит нас всегда и везде. В 1 послании Тимофею написано: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии» (1Тим. 5:24).
Двойная жизнь может иметь место присутствовать до поры до времени, и Бог дает человеку много шансов для покаяния и исправления нечестивых путей. Но если человек упорствует в своем нечестии, Бог выводит его на чистую воду и может даже наказать.
Удалить «закваску» лицемерия
Если мы верующие, если мы – «граждане неба», то нам непозволительно вести двойную жизнь. Мы служим Богу не только в воскресенье, но каждый день. На нас ответственность являться представителями Его Царства везде, чтобы Господу было не стыдно за Своих граждан. Лицемерие же и двойная жизнь служат большим соблазном для всех – и церковных людей, и людей мира.
Такое поведение обижает Бога, оскорбляет Его. Нужно удалить из себя эту закваску лицемерия, чтобы не оказаться среди «плевел», которые «жнецы Божьи» вырвут среди пшеницы и выбросят в огонь вечный.
Не станет ходатая
Бог видит человека насквозь, и Он имеет радикальное отношение к двойной жизни. Пророк Иеремия от лица Бога говорит к людям: «И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали… И отвергну вас от лица Моего» (Иер. 7:3-15)».
И дальше идет обращение к самому пророку: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7:16).
Это очень серьезное заявление, которое должно просто пробудить любого, кто называется верующим, но живет двойной жизнью. Если человек будет упорствовать в своем нечестии или отвергать Бога, то Бог перестанет принимать ходатайства за него.
Из любви к Богу
Друзья, нам необходимо приближаться к Богу и меняться в лучшую сторону не только из-за страха, что Господь накажет или не ответит на молитвы, но из любви к Богу, благодарности за все, что Он для нас сделал.
Ведь мы верны своим супругам не из-за страха, что нас поймают, а потому, что любим. А любить Бога означает не только иметь с Ним общение, но и выполнять Его условия, жить по Его заповедям, следовать учению Иисуса Христа.
Искренние молитвы
Конечно, начинать надо с исправления сердца, потому что оттуда исходят все мотивы, которые перетекают в слова и поступки. Псалмопевец Давид так молился Богу: «Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои» (Пс. 16:3).
Этим он признается Богу, что честен перед Ним. А бывает и так, что даже молитвы звучат лицемерные. Человек настолько привык вести двойную жизнь, что и в молитве приукрашивает себя или говорит неправду, забывая, что Творец – сердцеведец и Его не обманешь.
Уж лучше честно сознаться перед Господом в своем двоедушии, покаяться и попросить у Бога сил и водительства Духа Святого, чтобы привести свой внутренний мир в порядок, а затем и исправить свое поведение.
И именно на такие молитвы Бог точно ответит и поможет, ибо написано: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (Пс. 17:26,27).
Да благословит нас всех Господь, чтобы мы исправили свои пути, не были двоедушными, но являлись искренними последователями Иисуса Христа.
По проповеди Богдана Бондаренко «Двойная жизнь»
Подготовила к публикации Елена Рыч