Влияние язычества на христианские традиции в разных странах
Статья посвящена
становлению христианства
в России и других
странах.
Отмечается факт слияния языческих и христианских традиций в процессе формирования церковного календаря разных конфессий христианства, а также лояльное отношение к данному явлению со стороны официальной церкви.
В данной статье мы попытаемся определить и обосновать самые очевидные принципы и причины принятия языческих обрядов в новую христианскую религию, в плане древнего и тысячелетнего развития народа. Начнем с того, что практически все народы прошли долгую историю, временами насчитывающую не одно тысячелетие своего развития, до встречи со Христом, с христианской традицией. Человек устроен так, что, помимо тела, которое может испытывать боль и удовольствие на физическом уровне, есть еще душа, которая реагирует на уровне психики, эмоций. Также существует интеллектуальная сфера, то есть сфера знания и познания. Существует также сфера, в которую конкретно входит и познание Бога, божественного, таинственного, даже мистического, через которую человек пытался познать то, что стояло за пределами его понимания, то, что происходило вопреки его действиям и прогнозам. В связи с этим рождалась вера в сверхъестественное, и люди придумывали себе «богов», в которых они верили. Это явление получило название «язычество» – то есть название первобытных, нетеистических религий, основанных на многобожии.
Последователи христианства знают, что самый большой грех – поклоняться не Богу, а идолу или множеству богов. Так, первая заповедь в Библии гласит: «Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
У каждого народа существовали практически одинаковые божества. Известно, что практически у всех народов главным божеством являлась богиня-мать, она же богиня плодородия, а также богиня и бог или сонм богов. И, конечно, христианство с его кажущейся простотой верования было непонятным. Верь в одного Бога, поклоняйся Ему, а жертвами, – вместо животных и возлияний – могут быть: любовь к ближнему и даже врагу, смирение, добропорядочность, отказ от греха, всепрощение. Многие люди и в Европе, и в России практически становились номинальными христианами и оставляли за собой свои привычки, хотя они прямо противоречили христианским принципам.
Например, в современном православии сохранилось очень много языческих традиций, которые просто слились с церковным обрядом. Так, праздник Масленицы вообще не является церковным праздником, – это языческий праздник проводов зимы, как и в других народных культурах, сезонная смена, встреча весны и т. д. Сегодня все пекут блины, даже не задумываясь, что по сути, поклоняются богу солнца. А сожжение чучела, – это не что иное, как жертва божеству обновления и надежды, связанному с обновлением и богатым урожаем. Три праздника Спаса в православном веровании – это события, связанные с божественными событиями. Так, Спас медовый связан с почитанием Креста Христова; отмечают его как День урожая, освящая урожай. Спас яблочный соответствует Преображению Христову на горе Фавор. В памяти народной – это принесение жертвы из плодов земли, поклонение матери-земле, богине плодородия. Кстати, в католической деноминации поклонение Богородице превыше, чем Иисусу Христу, – не что иное, как та же традиция поклонения матери-богине плодородия. Причем, это в основном происходит у статуи Богородице, что прямо напоминает поклонение богам-истуканам во многих языческих религиях.
Следует сказать об украшениях домов на Новый год, да и на Рождество Христово елями и другими, в основном, вечнозелеными деревьями, которые прямо свидетельствуют о языческих традициях славян. Они поклонялись духу морозу, умилостивляли его украшениями дерева (ели), и жертвой, принесенной ему – Снегурочки. Теперь эта пара стала неразлучна и символизирует счастливый новый год, благосостояние и успех.
Хочется также сказать о ритуалах погребения усопших. В язычестве существовал обычай оплакивать умерших, выражать скорбь, нанимать профессиональных плакальщиц. В христианстве же существует твердая уверенность, что, умирая, праведник воцаряется на небесах. И по этому поводу надобно ликовать и радоваться. Церковь узаконила тризну – поминальную трапезу, которая пришла из язычества. Также, для покойного оставляют поминальную рюмку и хлеб, якобы его дух может прийти и воспользоваться этим. Выносят покойного ногами вперед, чтобы он заметал волосами дорогу назад и не вернулся обратно, т. е. люди испытывают страх перед духами умерших. Самое интересное, что и ныне люди вполне образованные и культурные до точности соблюдают эти традиции, боясь нарушить хоть толику, и даже зовут профессиональных поминальных «бабок», чтобы все соблюсти.
Невозможно также не упомянуть о пасхальных традициях, которые практически у каждого народа остались языческими. Сразу оговоримся, что в апостольском христианстве практически не существует обряда пасхального, кроме принятия евхаристии, то есть обряда причастия вином и хлебом, символизирующим идентичность со Христом, который подтверждает, что отныне верующий одной крови с Иисусом, посредством которой он спасен, и идентичность с телом/хлебом, Церковью, то есть сообществом единомышленников, христианской семьи. В православной церкви, в России, появилась выпечка куличей, символизирующих по одной версии гору Сион, по другой – языческой – некий фаллический символ. Крашение яиц в русской традиции, детские игры в американской традиции, также весьма далеко отстоят от дел веры.
В данной статье мы, разумеется, не смогли коснуться всех христианских праздников, касающихся христианской веры. Нам хотелось разграничить и внести ясность в обычаи и быт, которым мы следуем, принимая обыденное и языческое за церковное и верное.
Т. М. Левченко
Из книги «Актуальные вопросы филологических исследований»
Кубанский государственный технологический университет