Права покупателя

Ежедневно, а то и по нескольку раз в день, каждый из нас выступает в роли покупателя. К сожалению, продавцы попадаются не всегда добросовестные, поэтому часто мы, сами того не подозревая, оказываемся жертвой собственной юридической безграмотности. Правило: осведомлен, значит, вооружен – действует в данном случае безотказно. Вот почему так важно иметь представление о юридических нормах, работающих в этой сфере. Ведь покупатель всегда прав, только если знает свои права.

Стоит вам войти в магазин, как вы сразу же становитесь потребителем и вас начинает оберегать Закон «О защите прав потребителей». Но этому закону встать на вашу защиту будет гораздо легче, если вы не поленитесь взять у кассира чек и потом не потеряете его, а аккуратно сохраните. Тем более, если речь идет о покупке не пакета молока, а дорогостоящей вещи.

Но если все же товарный чек затерялся где-то в просторах вашей квартиры или в глубине карманов, не отчаивайтесь. Когда у покупателя нет товарного чека, он может сослаться на свидетельские показания в подтверждение того, что вещь была приобретена именно в этом магазине. Нередко магазины требуют двоих свидетелей, но в Законе их количество не оговаривается, а значит, возможен и один свидетель. И абсолютно неважно, родственник он покупателю или его знакомый. Кроме того, можно сослаться на фирменную упаковку, на данные, указанные на этикетке, ярлыке, гарантийном талоне и на любом другом документе, прилагаемом к покупке.

Так что, если продавец отказывается заниматься вашим вопросом, потому что у вас нет товарного чека, можете смело ссылаться на Закон о правах потребителя. Согласно пункту 5 статьи 18 этого Закона: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

МОЖНО ЛИ ОБМЕНЯТЬ ТОВАР, КОТОРЫЙ НЕ ПОДОШЕЛ?

Вы купили, например, куртку и вдруг обнаружили, что ее цвет не сочетается с цветом ваших глаз. Не спешите огорчаться. Согласно ст.25 Закона вы вправе обменять приобретенный товар, который не подошел по размеру, фасону, форме, габаритам, расцветке или комплектации. Однако и в этом правиле есть ряд исключений. Обмену подлежат только непродовольственные товары, соответствующие следующим четырем пунктам: не были в употреблении; сохранили свои потребительские свойства; у покупателя имеются доказательства, подтверждающие приобретение товара у продавца (чек или свидетельские показания); требование об обмене предъявлено не позднее 14 дней с момента передачи товара покупателю (если отдельно не оговорен более длительный срок).

Не подошедший  вам товар может быть обменен на аналогичный, но других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если аналогичный товар дороже, то вы доплачиваете разницу продавцу, а если дешевле, то продавец возвращает разницу вам.

Если же в магазине нет нужного для обмена товара, вы можете вернуть приобретенный товар и получить уплаченные за него деньги.
Но обмену по указанным выше причинам подлежат не все непродовольственные товары надлежащего качества (то есть если причиной вашего желания обменять покупку является не ее брак, а какие-то иные факторы).

Вам не обменяют: изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, ткани из всех видов волокон и другие метражные товары, швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные), парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди и др.), средства для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы гигиены, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, линзы, предметы ухода за детьми).

Раньше требования покупателей по замене того или иного товара на точно такой же или другой (с перерасчетом цены) удовлетворялись только при обнаружении в товаре существенных недостатков, когда купленную вещь нельзя было использовать по назначению или она требовала серьезного ремонта. Теперь же больше двух недель можно проверять покупку у себя дома, отыскивая недостатки. Например, автомобиль сегодня можно сдать обратно только по той причине, что у него плохо закрывается «бардачок». При этом автомагазину придется не только вернуть полную стоимость, но и оплатить все услуги по регистрации автомобиля.

Но если вы обнаружили недостатки более чем через 15 дней, то вернуть или обменять товар можно будет только при существенных дефектах. Правда, эти ограничения не касаются телефонов и телевизоров – их можно сдавать при любых недостатках.

ЕСЛИ КУПИЛИ ВЕЩЬ С БРАКОМ

Если вы купили вещь, а потом обнаружили, что она бракованная, то все слова продавца о том, что за бракованный товар магазин не возвращает деньги, но лишь обменивает его на аналогичный товар без брака, незаконны.

Согласно ст. 18 п.1 закона «О защите прав потребителей», вы вправе потребовать на выбор: замены на товар этой же марки; замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного браку уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление; потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

СРОК ГАРАНТИИ НА СЕЗОННЫЙ ТОВАР

Если вы покупаете, например, босоножки зимой, и вам дают на них гарантийный срок, скажем, месяц, то поскольку это товар сезонного назначения (не начнете же вы носить их уже зимой), гарантийный срок исчисляется не с момента покупки, а с момента наступления соответствующего сезона. Сезонные периоды определяются для каждого региона отдельно в соответствии с климатическими условиями. Так что если летом вы наденете эти босоножки, а через полмесяца они порвутся, смело идите в магазин, у вас в запасе еще полмесяца гарантийного срока!

ВЕЩИ С РАСПРОДАЖИ

Часто приходится слышать от продавцов слова о том, что вещи, купленные на распродаже, не подлежат возврату даже при обнаружении недостатков. Это неверно. Согласно ст. 18 «Закона о защите прав потребителей», если данный недостаток не был оговорен в письменной форме при покупке, то вы имеете право вещь обменять. Если продавец отказывается принимать от вас претензию, то отправьте её ему заказным письмом с уведомлением о вручении, а дальше закон будет на вашей стороне.

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ЭКСПЕРТИЗУ?

Если в товаре обнаруживается брак, часто в магазине говорят, что не продавец, а именно вы виноваты в том, что этот брак появился. В таком случае необходимо проведение экспертизы, которая покажет, чья же вина в возникновении брака.

Во время гарантийного периода именно продавец обязан сдавать товар на экспертизу и оплачивать ее. После окончания гарантии (или при отсутствии таковой) расходы на экспертизу возлагаются на покупателя. При подтверждении заводского брака магазин обязан выполнить требования покупателя и возместить ему расходы на экспертизу.

ВЫ РАЗБИЛИ ТОВАР В МАГАЗИНЕ

Вы вошли в магазин и случайно разбили-разлили-рассыпали какой-то товар. Не стоит переживать, вам не придется отдавать всю зарплату, чтобы оплатить поврежденную вами вещь. Риск случайной гибели (порчи) товара несет его собственник. До передачи денег за товар и получения в руки кассового чека собственником является продавец, значит, он и должен будет отвечать. Так что вы не обязаны ничего платить: закон на вашей стороне.

ЕСЛИ ДОЛГО РЕМОНТИРУЮТ

Вы приобрели вещь, но у нее возникла неисправность в рамках гарантийного срока, вещь взяли на ремонт и уже очень долго вам не отдают. В случае, если гарантийный ремонт затянулся более чем на 45 дней или если в течение каждого гарантийного года товар в совокупности ремонтировался более 30 дней, вы можете потребовать возврата денег за свою покупку или обмена ее на другую.

Государство наделило нас как покупателей множеством прав, знание которых поможет вам экономить семейный бюджет и не расходовать его напрасно.

Ирина ШИЛИНА

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!