В таких детях есть божья искра таланта

Елизаветинский реабилитационный центр для инвалидов – учреждение по-своему уникальное. Хотя слово «учреждение» меньше всего подходит для описания этого удивительного места. Центр лучше всего назвать домом, где живут близкие по духу люди. Здесь уже на протяжении многих лет бесплатно проходят реабилитацию дети с различными нарушениями развития и серьезными патологиями.

КУЗНИЦА ТАЛАНТОВ

Центр не является государственным учреждением, существует благодаря поддержке общественных организаций и добровольных пожертвований. Руководит им Любовь Андреевна Чепилка – педагог-дефектолог с четырнадцатилетним стажем и глубоко верующий человек. Она радушно приняла нас и ответила на вопросы.

– Любовь Андреевна, почему Вам пришла идея организовать реабилитационный центр?

– Я хорошо понимаю проблемы семей, где растут дети с ограниченными возможностями. Сама растила троих детей с серьезными нарушениями здоровья и сталкивалась с ежедневными трудностями, которые порой казались непреодолимыми. Это и невозможность добраться до больницы или до места, где с твоим ребенком позанимается специалист, и отсутствие денег на развивающие занятия, лекарства, и необходимость в моральной поддержке. В станице Елизаветинской проживает много таких детей, которые закрыты в четырех стенах и практически отрезаны от мира. Они остро нуждаются в общении, развитии и материальной помощи. Среди них – дети, от которых отказались школы и признали их необучаемыми.

– Чем занимаются дети в вашем центре?

– У нас есть класс живописи, соломоплетения, вязания, резьбы по дереву и компьютерный класс. Также выделено помещение под тренажерный зал и комнаты для психологической разгрузки. Да пойдемте, сами все посмотрите! – гостеприимно распахивает перед нами дверь Любовь Андреевна. Мы проходим в первую большую комнату и ахаем от изумления. Нашему взгляду предстает целая выставка интереснейших работ по декоративно-прикладному искусству.

– Как же у Вас получается сделать из тяжелобольных детей настоящих мастеров своего дела? – не могу скрыть я удивления. Глядя на роскошные золотистые люстры из соломки, великолепные настенные панно из резного дерева, невольно задаешься вопросом: неужели это выполнено теми, кого общество признало, мягко говоря, «неспособными к обучению»?

– Понятие «норма» в человеческом представлении весьма условно, – отвечает Любовь Андреевна. – Я знаю точно, что Бог смотрит на деток, на которых стоит печать некоего общественного отвержения, совершенно по-другому. Они – соль земли. Они появились на свет, такие немощные и «неумные», чтобы посрамить нас, сильных и умных. Писание говорит, что Господь избрал немудрое мира сего и ничего не значащее, и униженное, чтобы упразднить значащее и мудрое. В этих детях, неважно, какой диагноз им поставили, – олигофрения, синдром Дауна, ДЦП – обязательно есть Божья искра таланта.

НУЖНЫЕ И ВОСТРЕБОВАННЫЕ

Мы проходим с хозяйкой центра в класс соломоплетения и резьбы по дереву. Вокруг такая красота, что глаз не оторвать.

– Резьбу по дереву преподает Сергей Романов. Он обучался в Волоколамске, – представила Любовь Андреевна мастера. Я узнаю в высоком юноше того самого молодого человека, который первым встретил нас, замерзших после дальней дороги, в студии, и сразу предложил чаю. Сергей доброжелательно улыбается, но как-то странно смотрит в сторону.

– У Сережи всего один процент зрения, но он настоящий знаток своего дела, – поясняет Любовь Андреевна. – А плести из соломки обучает детей моя помощница, выпускница центра Мария Тернавская. Она раньше не могла и двух дней ходить на занятия, потому что у нее высокое внутричерепное давление. Машенька – инвалид детства, но руки у нее золотые! Вот, посмотрите, какие у нашей Марии прекрасные работы. Сейчас у нее появилась возможность работать в центре, получать, пусть небольшую, но свою зарплату. Маша чувствует себя нужной и востребованной, и это помогает ей жить, стремиться преодолеть болезнь и строить планы на будущее. Работа – это ведь не только возможность обеспечить себя, но и мощный инструмент социализации человека. Не все инвалиды могут работать. Но даже если бывший ребенок-инвалид и способен делать что-то полезное для общества, ему очень трудно «завоевать себе место под солнцем».

В России занятость повзрослевших детей-инвалидов не превышает 15%, в то время как в США она в два раза выше, в Великобритании – почти в три. В Китае же 80% инвалидов так или иначе включены в работу.

КАК БУДТО У СЕБЯ ДОМА...

О мои ноги, привлекая к себе внимание, потерся серый пушистый кот. Я не удивилась, увидев его здесь, где так по-домашнему уютно и тепло. Помещение центра все больше напоминало мне жилище большой и дружной семьи, с попугаями в клетке, рыбками в аквариуме и детскими рисунками на стенах.

– У Вас очень хорошая атмосфера, даже уходить не хочется, – замечаю я.

– А вот поэтому детей сюда и тянет. Кто-то уже почти живет в студии, приходит сюда семь раз в неделю, – смеется Любовь Андреевна. – Я варю им здесь борщи и жарю картошку, кто-нибудь приносит пирожки, так что голодными наши ребята не бывают. А какие у нас здесь праздники! Столы ломятся от сладостей и угощений для детворы. Шумно, весело, интересно!

Из кухни послышался шум закипающего чайника.

– Ну, а теперь – пить чай! – скомандовала хозяйка.

– Сколько лет вашей студии? – интересуюсь я, отхлебывая горячий чай.

– Мы провели первое занятие в 2007 году. Тогда у нас собралось всего пятеро учеников. Стояла осень, дом еще не был доделан, и мы размещались на первом этаже. Ох, и тяжелое время было! Денег мы не имели ни на ремонт, ни на оборудование… Это помещение бывшего сельсовета, которое мы взяли в безвозмездное пользование у администрации. Дом находился в аварийном состоянии: окна разбитые, крыша текла, не было воды и канализации. Когда я столкнулась со всем этим, мне захотелось плакать от бессилия. Но, помолившись, я взяла список строительных организаций и стала просить: дайте кусок линолеума, дайте гвоздей и так далее. Никогда в жизни мне не приходилось просить, но я переступила через свою гордость и делала дело. С Божьей помощью все сдвинулось. У нас только окна в доме вставляли пять организаций. Слава Господу, нашлись люди, и находятся по сей день, которые могут протянуть руку помощи. Мы же делаем здесь для детей все абсолютно бесплатно, понимая, что семьи с такими детьми – самая незащищенная категория, что они часто живут на мизерную пенсию. К нам может прийти абсолютно любой человек, любого возраста, любой тяжести заболевания и рассчитывать на принятие, максимальную помощь и поддержку, возможность заниматься творчеством.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

После чаепития мы продолжили экскурсию по центру. На втором этаже посетили классы живописи, вязания и компьютерный класс. В полуподвале – тренажерный зал и комнату психологической разгрузки.

– Подход к реабилитации должен быть комплексным – рассказывает Любовь Андреевна. – Важно использовать достижения медицины в этой области, психологии и арт-терапии. Когда ребенок видит, что в творчестве, которое ему интересно, у него появляются успехи, он растет, начинает меняться. У него появляются новые силы и возможности. Человек не только психологически, но даже и физиологически настраивается на созидание. Ребенок, может быть, не сознавая, начнет бороться с заболеванием. Конечно, мы не ставим целью полное исцеление. Но для нас важно найти такие способы борьбы с недугом, которые позволят ребенку в самых трудных условиях выживать, творить, постоянно психологически поддерживать себя.

Но самое главное в реабилитационном центре, это, конечно, атмосфера любви, доверия, в которой у ребят восстанавливаются чувство собственного достоинства и коммуникативные способности, приходит вера в Бога. Вот, например, Стасик Маклаков пришел в студию вместе с мамой, когда ему было два года. Диагноз – ДЦП. До четырех лет он абсолютно ничего не говорил. Мы настойчиво занимались с мальчиком: пытались и рисовать, и лепить, всеми возможными способами развивали его мелкую моторику. Неожиданно в четыре года мальчик заговорил – и сразу целыми фразами! Сейчас Стасу семь, и он собирается в школу с обычными ребятами. Я уверена, что у него все прекрасно получится, потому что Бог дал ему большие способности к учебе.

– Вы довольны результатами ваших занятий в центре? – спрашиваю я маму Стаса.

– Если бы не этот центр, я не знаю, как бы мой сын вообще развивался и жил. Теперь у него очень положительная динамика изменений, – отвечает мама. – Он здесь раскрывается как личность, учится выражать себя и в творчестве, и в общении.

Стасик Маклаков любит петь, причем, запоминает сходу огромные тексты. Так, еще в четыре года он подготовил к Пасхе серьезную взрослую песню: «Не убивай!» – об абортах и спел ее столь выразительно, что люди в зале прослезились.

– Слава Богу, что раньше не было перинатальной диагностики, по которой определяются врожденные патологии, – подводит итог Любовь Андреевна. – Родители не убивали детей в утробе, а давали возможность родиться таким вот чудесным мальчикам и девочкам, как Стасик и многие другие.

Мы покидали этот необыкновенный дом в станице Елизаветинской с огромной благодарностью Богу за тех людей, которые так жертвенно трудятся там и дарят любовь «немощным мира сего». Ведь любовь невозможна без самопожертвования. И пусть еще остается много неразрешенных проблем и с финансовым обеспечением, и с педагогами, в которых так остро нуждается центр, с большой уверенностью можно сказать: Бог не оставит их. Ведь в этом – Его воля – заботиться о тех, кто больше всего нуждается в нашей любви и поддержке.

Подготовила Татьяна АРЧИБАСОВА
 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!