Бог спас приговоренного к смерти

Мы живем в свободной стране, где каждый может открыто исповедовать свои религиозные убеждения, не боясь попасть за решетку. Однако в памяти еще живы воспоминания о тех страшных годах, когда наших сограждан заставляли отказываться от Бога, от нормальных человеческих отношений — дружбы, любви, родственных связей. И были те, кто в условиях жесточайшего большевистского террора противостоял этому кошмару своей несгибаемой верой. Они не сломались, не дрогнули, но до последнего оставались верными Богу и ближнему.

К таким мужественным людям относится и Василий Емельянович Павленко, расстрелянный в 1937 году за веру во Христа. Вот что рассказывает о нем его внучка Дмитриенко Юлия Ивановна.

По разным оценкам, за годы советской власти за веру во Христа пострадали от полумиллиона до одного миллиона человек. Особенно жестокими были гонения первых двадцати лет. Пик гонений пришелся на 1937-1938 годы, когда только священнослужителей было расстреляно более 125 тысяч человек.

«Мой дед родился и вырос на Кубани, в свое время был зачислен, как и большинство его сверстников, в казачье войско. После революции, когда к власти пришли коммунисты, он по приказу воевал на стороне «красных». Однажды, будучи в разведке вКраснодаре, Василий попал в руки белогвардейцев. После допроса его посадили в подвал на территории 1-й городской больницы, сказав, чтобы он перед смертью молился, поскольку ночью его расстреляют.

Как и большинство казаков, мой дед считал себя верующим человеком, даже имел при себе Евангелие. Он знал наизусть несколько молитв, регулярно посещал православный храм. При этом Василий никогда не имел личной встречи с Богом. Вот и в тот момент, оказавшись перед лицом смерти, дед встал на колени и начал молиться так, как его учили в детстве.

Разговор с Богом

О чем может молиться человек, которого ждет смертный приговор? Как выразить всю боль и отчаяние, которые тисками охватили сердце? Губы деда шептали заученные молитвы, а по щекам тихо текли слезы. И вдруг заключенный услышал голос: «Сын мой...» От неожиданности Василий вздрогнул и оглянулся. В комнате никого больше не было. Дед каким-то образом понял, что с ним разговаривает Сам Бог.«Посмотри, – продолжал неземной голос. – Раньше перед тобой была широкая дорога». Тут дверь комнаты вдруг как будто распахнулась, и Василий увидел широкую дорогу, уходящую вдаль. «А теперь будет другая», – продолжил голос. Перед взором деда предстала узкая извилистая тропа. Затем видение исчезло, и Василий, осмотревшись, обнаружил, что по-прежнему находится в сыром темном подвале. «Молись мне, живому Богу. Молись от сердца, а не заученными словами», – проговорил голос напоследок, и все стихло.

Чудесное освобождение

Ночью, когда белогвардейцы пришли отвести пленника на расстрел, то почему-то не смогли открыть дверь. Не подходил ни один ключ. Тогда офицер сказал, что расстреляет деда прямо в камере через «кормушку» (отверстие в двери для передачи заключенному еды). Но неожиданно руку белогвардейца так «скрючило», что дуло револьвера направилось уже не на кормушку, а на висок самого офицера. Находящиеся рядом солдаты в испуге пытались опустить руку своего командира, но безрезультатно. Рука словно окаменела. Смущенный офицер, не в силах объяснить происходящее, сказал, чтобы на рассвете загадочного узника отпустили.

Когда утром солдаты снова спустились в подвал, то обнаружили дверь открытой. Белогвардейцы вошли в помещение, рассказали деду все, что случилось ночью, и отпустили его.

Новая жизнь

Нужно ли говорить, что радости Василия не было предела?! Только что тебе выносят смертный приговор, а спустя несколько часов отпускают на свободу! Теперь дед понимал, что произошедшее ночью являлось чудом и Божьим вмешательством в его жизнь.

После этого удивительного случая мой дед стал совершенно другим человеком. Если раньше он мог себе позволить и выпить лишнего, и сквернословил, как все казаки, то теперь старался жить благочестиво во всех отношениях. Он ежедневно молился Богу, читал Евангелие и рассказывал о Христе другим людям. То откровение, которое Василий получил в тюремном заключении, дало новое направление его жизни. Он познал Иисуса Христа как прекрасную, любящую Личность и полностью посвятил себя Господу.

Спасение от голода

Вскоре у него дома, на хуторе Копанском, начали собираться такие же верующие. В то время веровать во Христа, а тем более молиться вместе, означало противиться советской власти. Христиане рисковали своей свободой и даже жизнью, собираясь для духовного общения. Поэтому, когда в Копанском началась коллективизация, дед решил уехать. Он собрал всю семью и выехал в Узбекистан. Через некоторое время после его отъезда на Кубани начался Голодомор. Люди тысячами умирали от голода, искусственно созданного правительством для массового истребления населения. Так, по наитию Божьему, Василий спас от неминуемой гибели все мое родство.

Служение людям

В Узбекистане в то время еще не было гонений на христиан, поэтому в дом деда свободно приходиливсе, желающие услышать Благую весть. Василий служил словом и делом, молился обо всех нуждающихся. Бог наделил его дарами Духа Святого: дед имел дар говорения на «иных» языках, дар пророчества. В своей большой семье Василий являлся священником, который нес ответственность за духовное состояние жены и детей. Так как поблизости не было никаких церквей, то дедушка сам преподал водное крещение своим дочерям. Одна из этих дочерей впоследствии стала моей матерью.

«Черный воронок»

Наступил тридцать седьмой год, который вошел в историю России как год сталинского террора. Волна арестов докатилась и до Узбекистана. Забирали и коммунистов, и простых граждан, но особенно много арестовывали христиан. Их заставляли отречься от веры в Бога и выдать имена других верующих. Пришел день, когда «черный воронок» приехал и за моим дедом. Никто не знал, куда его увозят и вернется ли он когда-нибудь обратно.

Как глубоко верующий человек дед, конечно, не отрекся от своего любимого Господа даже под страхом смерти. Через несколько дней Василия Емельяновича Павленко расстреляли. Он стал одним из многих тысяч мучеников, убитых коммунистами за Христа.

Плоды веры деда

Как выживала его семья после расстрела – неизвестно, но Бог сохранил всех. Моя мама уехала учиться в Самарканд и посещала там баптистскую общину. После войны вышла замуж за коммуниста и на долгие годы оставила церковь. Но Господь оставался верным и в 1992 году все-таки привел маму в церковь «Вифания» в Краснодаре.

Первое, что она сказала после богослужения в «Вифании»: «Наконец-то я дома!» Мама всем сердцем ощутила тот самый дух искренней любви к Богу, который наполнял ее дом в детстве. Эту атмосферу доверия и чистоты она искала потом всю жизнь и нигде больше не находила. Только в доме Божьем смогла успокоиться ее душа.

Вскоре пришла в церковь и я, ее дочь. Я с детства знала, какой ценой сохранил дедушка Василий веру во Христа и передал ее своим детям. Люди, принявшие смерть за Христа, – настоящие герои. Мы можем гордиться ими и равняться на них. Благодаря вере нашего отца, познали Христа и мы – его дети, внуки и, будем надеяться, познают и его правнуки. Ведь Писание говорит, что «Бог – в роде праведных», и это правда».

Подготовила Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!