Прощение – великий дар

Все мы совершаем много ошибок, больших и малых, которые ложатся грузом на сердце, и мы не можем ощущать себя счастливыми, радостными и свободными, потому что чувство вины лишает мира. Но, слава Богу, что для каждого из нас существует божественный дар – прощение.

Часто люди прощение ассоциируют со справедливостью. Но прощение выше справедливости. Справедливость — это равновесие: зуб – за зуб, око – за око. Если за один зуб выбить три зуба – это несправедливо, но зуб за зуб – это равновесие. Обида – за обиду, боль – за боль и т.д. Прощение же – это проявление милости и сострадания, решение «отпустить обидчика».
Представьте такую ситуацию: ребята играют в мяч, и один из них нечаянно разбивает окно. Хозяин окна стоит перед выбором: взыскать ущерб с родителей или отпустить малыша. Первое будет справедливостью, второе – прощением.

За каждый грех – смерть
Если бы не существовало прощения, то у нас не было бы возможности урегулировать конфликты. Ведь за все деньгами не заплатишь. Каким образом, скажем, оплатить страдания и душевную боль от несправедливого отношения, унижения, оскорбления? Даже возмещение морального ущерба не поможет. Человек, если не простит своего обидчика от всего сердца, все равно будет ненавидеть его, даже если получил от него деньги. И эта ненависть может разрушить уже и самого обиженного.
Библия говорит, что без пролития крови не бывает прощения (Евр.9:22). За каждый грех должна быть принесена жертва. Свидетельством этому стали кожаные одежды, в которые одел Бог Адама и Еву после их грехопадения: уже за первых людей было принесено в жертву животное, и из его кожи сделаны одежды.
Подобной жертвой за все грехи человечества стал Иисус Христос. Он добровольно пошел на смерть, согласился пролить Свою кровь и отдал жизнь на Голгофском кресте, чтобы прощение пришло к нам. Когда Господь висел на кресте, Он сказал: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Христос словом и делом явил всем живущим прощение, потому что прощение – это одно из необходимых условий для того, чтобы быть принятым Богом. Когда мы каемся, когда просим, чтобы кровь Иисуса Христа омыла наш грех, Бог прощает нас.

Обязательное условие
Но и со стороны Бога нам выставлено условие: чтобы мы прощали всех своих обидчиков. Это говорил Христос, обучая верующих молитве «Отче наш». Вспомните слова из этой молитвы: «Отче, прости нам, как и мы прощаем должникам нашим». Христос также говорил: «Какою мерою меряете – такой и вам будут мерять» (Мф.7:2).
Теме прощения Христос посвятил много притч. Одна из них записана в 18 главе Евангелия от Матфея. В ней рассказывается о том, как человек, который задолжал немыслимую сумму денег государю, был приговорен к пожизненному осуждению, но потом обратился к заимодавцу с просьбой о помиловании и был помилован. После освобождения из-под стражи этот человек нашел своего товарища, который должен был ему совсем немного, и начал требовать, чтобы тот возвратил ему долг. Он не сказал товарищу: «Знаешь, меня только что помиловали: простили огромную сумму денег – поэтому и я прощаю тебя». Наоборот, стал душить должника и кричать: «Отдай мне, что должен». А затем отправил несчастного в темницу. Когда государь услышал о произошедшем, то сказал этому жестокому человеку: «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?», а затем, «разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф.18:33,34). И дальше написано: «Так поступит и Отец Небесный со всяким, кто от сердца не простит ближнему своему» (Мф.18:35).
Мы грешим, а потому должны «отплатить» Богу за свои грехи. Но грехи нереально отработать, потому что плата даже за один грех – смерть, а у нас их тысячи тысяч. Поэтому Бог прощает нас ради Иисуса Христа, ради Его добровольной жертвы за наши грехи. Но и нам Господь поставил условия. Если мы не будем эти условия выполнять, то лишимся Божьего прощения.
Невидимые узы
Непрощение – это несвобода. Через обиду мы невидимыми узами связаны с человеком, который нас чем-то огорчил. И, чем больше имеем таких уз, тем несчастнее становится жизнь. Невидимый канат привязывает нас, как лодку к пристани, и не дает отплыть на глубину отношений в семье, с друзьями, с коллегами или родственниками. Мы налегаем на весла, но ничего не получается. Думаем, что пройдет время и мы просто забудем обиду, все само собой уляжется, но на самом деле, не время лечит, а принятое нами решение развязать того, кого мы связали своей обидой или обвинением. Важно высказать вслух слова прощения, ибо написано: «Смерть и жизнь во власти языка» (Притч.18:22).
К тому же связанный нами человек находится в «темнице» и не в состоянии «отдать долг», а мы своим непрощением сами себя подвергаем издевательствам духов непрощения, которые в Библии названы истязателями. Получается замкнутый круг, который можно разорвать, только простив обидчика.
В Евангелии от Матфея 18:21 рассказывается, как апостол Петр однажды спросил Иисуса Христа: «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз». Иисус ответил: «Не говорю тебе – до семи, но до семижды семидесяти раз» (490 раз).
Иными словами, Христос призывал Своих учеников и всех живущих прощать постоянно. Непрощение – это адский огонь, который вспыхивает внутри и при первом же ветерке разгорается все больше. Стоит напомнить нам какие-то события, и мы снова и снова проживаем ту боль, снова возвращаемся к прошлому. Если кто-то связан непрощением, он становится жестоким, злобным, человеком гнева, человеком боли. И несет эту боль другим. Порой родственники десятилетиями не встречаются, иногда даже забыв причину, из-за которой поссорились. Вот почему Христос говорит: не оставайся в этом. Непрощение привязывает боль, страдания к тебе, и ты тащишь их за собой. Но когда принимаешь решение простить и отпускаешь эту боль из сердца, то получаешь освобождение.
Прости всех
Прощение – это также проявление любви к Богу и к Его творению, к людям. Наверняка у каждого из вас есть те, кого вы не можете простить, те, кому когда-то говорили, что не простите до смерти. Я призываю вас прежде всего покаяться перед Богом за подобное, потому что непрощение — такой серьезный грех. Затем, независимо от того, когда была вам нанесена обида, живы те люди или нет, примите решение простить их от всего сердца. Это судьбоносное решение, от которого зависит ваша жизнь и ваша вечность. Ведь непрощение даже христианину может воспрепятствовать быть принятым Господом.
Писание также говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). Если вы знаете, что сами для кого-то являетесь источником боли или огорчения, обязательно найдите в себе силы, просите помощи у Господа, чтобы связаться с этим человеком и попросить прощения за те страдания, которые вы причинили. Продолжайте молиться, благословлять тех людей, чтобы Бог смягчил их сердце, чтобы они смогли вас простить. Не откладывайте это на завтра, делайте все, что в ваших силах, сегодня, дабы и самим быть прощенными и прощать тех, кто причинил вам боль.
Да благословит вас Господь!
С. Ю. НАКУЛ,
епископ Христианской церкви Краснодарского края РЦ ХВЕ
Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!