Наука и вера

Мы много раз слышали о том, что религия и вера, а также знание и наука — это две противоположности, и что между ними существует конфликт, длящийся веками. А так ли это? И религия, и наука претендуют на монополию в истине, причем эта истина настолько разная, что ее отстаивание приводило к различным конфликтам и даже войнам.

Но, вместе с тем, наука и религия имеют много общего. Религия – это не только вера, но еще и особое знание, а наука основывается не только на экспериментах, но также опирается на особую веру.

Будучи уверенным в своей теории, ученый ищет факты и логические доказательства ее истинности.

Обратимся к некоторым из ученых

Р. Оппенгеймер — физик-теоретик, профессор Калифорнийского университета: «Я имел возможность проконсультироваться с сорока физиками-теоретиками... Мои коллеги, несмотря на различие их взглядов, придерживаются, по крайней мере, одного убеждения. Все признают, что мы не понимаем природу материи, законов, которые управляют ею, языка, которым она может быть описана».

Крупнейший американский физик Р. Фейнман пишет: «Чтобы наука не превратилась в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще не известные области. Ничего дурного тут нет, только наука оказывается из-за этого недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна, — вы ошибались».

Много раз мы слышали: наука доказала, что Бога нет, нет духовного мира, нет души, нет вечной жизни, нет рая и ада. Но, оказывается, наука не только не доказала это, но и в принципе не может доказать. И вот почему.

Во-первых, наука и религия просто не сопоставимы, как километр и килограмм. Каждая из них занимается своей стороной жизни человека и мира. Они могут соприкасаться, пересекаться, но ни в коем случае не опровергать одна другую.

Во-вторых, наука никогда не сможет сказать: «Бога нет». Напротив, тщательное познание мира и его сложности естественно обращает мысль человека-ученого к признанию Бога источником нашей жизни. Поэтому уже в XX-XXI веках наука в некоторой своей части становится союзницей религии. Об этом свидетельствует христианские убеждениямногих ученых. Вспомните, что писал М. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая — видимый мир... Вторая книга — Священное Писание... Обе общё удостоверяют нас не токмо в бытие Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры». Наука и религия «в распрю прийти не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет».

Вера и знание

Путь к различным знаниям для человека всегда открывается с веры родителям, учителям, книгам, другим авторитетным источникам, тому, чему учат в школе или университете. И только последующий личный опыт человека укрепляет (или ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, переводя веру в знание.

Вера и религия

Вера является проявлением духовных устремлений человека, это его искания, и часто она начинается с доверия к тем, кто имеет опыт и знания. Постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца.

Почему у многих людей нет веры в Бога?

Человек любит грех и не хочет его оставлять.“Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Иоан.3:19)

Незнание Слова Божьего. Не читая Библию, невозможно получить истинную веру. “Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия”(Рим.10:17).

Решая жизненные трудности и неурядицы, люди часто опираются на собственный опыт, мудрость других людей, рациональность, не уповая на Господа.

Непонимание того, почему происходят неприятности, болезни, смерть близких, родных, невинных детей, обилие зла в мире, что приводит к разочарованию и обиде на Бога. При этом люди не осознают, что причиной этих проблем является первородный грех Адама и Евы а также последующих поколений.

Незнание того, что сатана влияет на события, происходящие в мире, и на судьбу практически каждого человека.

У многих жизнь сосредоточена на плотских желаниях, страстях и далека от Бога. Они, может, и читали Библию, но никогда не размышляли и не применяли ее в повседневной жизни.

Можно ли с помощью знаний и рассуждений прийти к Богу?

Одного лишь знания и разума недостаточно, чтобы прийти ко Христу. Грехопадение первых людей привело к тому, что все последующие поколения не могут правильно судить о духовных вещах. Поэтому невозможно привести кого-либо к Богу и Христу только рассуждениями. Лишь Святой Дух убеждает людей, Он дает людям способность принять Христа. Этому также способствуют молитвы христиан о других людях. Эти молитвы дают Богу основание к тому, чтобы привлечь человека к вере в Иисуса Христа, о чем говорил еще Сам Христос: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоан.6:44).

Текст подготовила
Елена Петибская

В статье использованы лекции профессора богословия А.И. Осипова
и доктора астрофизики, проповедника Библии Джейсон Лайсен



Так что такое вера, о которой написано в Библии?

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

«Иисус... говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:27-29).

«Иисус же сказал им: ...истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).

«Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16).

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8-10).


Чарльз Дарвин не отрицал существование Бога

Приведем выдержки из знаменитой книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов», в которой ясно изложены его взгляды на вопрос о взаимоотношении Бога и Вселенной.

Первый эпиграф: «Но по отношению к материальному миру мы можем допустить, по крайней мере, следующее: мы можем видеть, что явления вызываются не отдельными вмешательствами Божественной силы, оказывающей свое влияние в каждом отдельном случае, но установлением общих законов» — Удвелль.

Еще больший интерес представляют заключительные слова книги, в которых Дарвин подытоживает свою теорию происхождения видов: «Все эти прекрасно построенные формы, столь различные между собой и так славно друг от друга зависящие, были созданы благодаря законам, еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в самом широком смысле суть — рост и воспроизведение, наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения; изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия условий жизни или от упражнения и неупражнения. Прогрессия размножения столь высока, что она ведет к борьбе за жизнь и к ее последствию — естественному отбору, влекущему за собой расхождение признаков и вымирание менее совершенных форм. Таким образом, из этой свирепствующей среди природы войны, из голода и смерти, непосредственно вытекает самый высокий результат, который ум в состоянии себе представить, — образование высших форм животной жизни. Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только одну; и между тем, как наша планета описала и продолжает описывать в пространстве свой путь, согласно неизменным законам тяготения, и с такого пространства его начали возникать и продолжают развиваться несчетные формы, изумительно совершенные и прекрасные». Этими словами заканчивается книга «Происхождение видов».

«На меня, — говорит Дарвин в другой своей книге, — производит гораздо более сильное впечатление другой источник, убеждающий в существовании Бога и исходящий не от чувства, но от разума. Такое убеждение возникает вследствие чрезмерной трудности и даже невозможности рассматривать безграничную и чудесную Вселенную вместе с человеком, обладающим даром обсуждать прошедшее и думать о будущем, как результат слепого случая или необходимости. Когда я над этим размышляю, я чувствую себя принужденным признать Первопричину, которая обладает в известной мере человеческим интеллектом, и я вполне заслуживаю названия теиста, то есть верующего».

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!