Покаяние – для всех

Употребляющиеся в разных формах слова «покаяние», «покаяться» (включая и слова с тем же корнем) встречаются в Священном Писании более девяноста раз. Во многих местах Библии их нет, но речь идет о самом понятии. Что же на самом деле означает «покаяние»?

Ветхий Завет
о покаянии

Слово «покаяться», которое часто встречается в Ветхом Завете, прежде всего означает «сожалеть или сокрушаться о своих поступках». Таким образом, под покаянием подразумевается сожаление о совершенном грехе, настолько глубокое, что в результате человек отвращается от беззакония. Бывает, что люди недостаточно глубоко огорчены из-за своего греха, и в их жизнь не приходят изменения. Согласно ветхозаветным принципам, подобное сокрушение не является покаянием. Например, заключенный может испытывать огорчение из-за того, что совершил преступление, в том смысле, что оно раскрыто и его посадили за решетку. Но до тех пор, пока этот человек не проникнется сожалением настолько, чтобы отказаться от беззаконного образа жизни и исправиться, его крайнее огорчение нельзя назвать истинным покаянием. Вот как следует понимать ветхозаветный принцип покаяния.

Новый Завет
о покаянии

Слово «покаяться», которое часто встречается в Новом Завете, прежде всего означает «изменить мысли о чем-либо». Таким образом, под покаянием в Новом Завете подразумевается такое изменение мыслей о грехе, в результате которого человек отвращается от него. Изменение поведения людей показывает, что у них изменились мысли о беззаконии и они раскаялись. Согласно Новому Завету, если человек раскаялся, то это означает: его мысли о грехе настолько изменились, что он отказался от прежнего образа жизни и начал вести праведную жизнь.

Итак, очевидно, что ветхозаветный и новозаветный подходы к вопросу о покаянии в сущности совпадают. И, когда Библия повелевает человеку покаяться, не должно быть недопонимания по поводу того, что это значит.

Покаяние – для всех

О покаянии проповедовал Иоанн Креститель. «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1-2). Темой его проповедей было покаяние. Люди, ответившие на призыв Иоанна Крестителя к покаянию, исповедали свои грехи и приняли крещение в покаяние.

О покаянии проповедовал Иисус. «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

Иисус не только проповедовал о том, что людям следовало покаяться, но и подтвердил, что весть Ионна Крестителя была верной, крестившись в Иордане.

О покаянии проповедовали апостолы ранней Церкви. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). В своей проповеди в день Пятидесятницы Петр подчеркнул необходимость покаяния. Апостол исполнял повеление Христа о распространении среди всех народов, начиная с Иерусалима, вести о покаянии.

О покаянии проповедовал апостол Павел во время своих миссионерских поездок. В проповеди на Марсовом холме в Афинах он сказал: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.17:30). Согласно данному стиху из Библии, Господь повелевает всем покаяться перед Ним. На это указывает апостол Павел в своей проповеди, обращенной к язычникам. Безусловно, в Новом Завете ясно сказано: нужно говорить неверующим, что им необходимо признаться в совершенных грехах.

Связь между покаянием и верой
во Христа

Истинное покаяние неразрывно связано с верой во Христа. «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (Фес. 1:9). Покаяться – значит не только отвратиться от греха, но уверовать во Христа и обратиться к Богу через Иисуса. Невозможно признаться в совершенных грехах, не поверив в Иисуса как своего Спасителя. Точно так же и нельзя уверовать в Иисуса, не раскаявшись в грехах. Эти две вещи неразрывно связаны.

Раскаявшись в своих грехах, необходимо верой принять факт, что вы прощены, на основании слов Библии: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:8-10). Затем следует принять Иисуса Христа в свое сердце как Господа и Спасителя, исследовать Библию и следовать тому, чему учил Иисус Христос.

Светлана Писарева

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!