Судить — занятие опасное

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:1-6).

Каждый человек склонен к осуждению других. Когда мы видим что-то неправильное, нас это возмущает, задевает, цепляет за живое, и мы не можем удержаться от комментариев. Хотим восстановить справедливость или наконец-то назвать вещи своими именами, рубануть с плеча правду-матку. Но на самом деле мы судим.

Три вида власти

Дело в том, что Господь, когда сотворил человека по образу Своему, дал ему власть, доверил ему землю. И часть этой власти до сих пор проявляется в нашей жизни. Например, в виде государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Коснемся каждой из них.

Законотворчество – непростой процесс. Порой требуются месяцы и даже годы, для того чтобы принять и утвердить какой-то кодекс или закон. Даже на бытовом уровне приходится приложить много усилий, чтобы ввести какую-то традицию в семью или установить какие-либо правила на своем участке работы.

Если говорить об исполнительной власти, то это тоже целое искусство – быть хорошим управленцем.

А третья ветвь власти, судебная, дается легче всего. Для того, чтобы судить о чем-то или о ком-то, порой человеку вообще ничего не нужно, потому что внутри каждого уже как бы находится некий судья, который любит «выносить приговоры» окружающим.

Конечно, говорить мы сегодня будем не о судебном процессе, а о неправильных, поверхностных бытовых суждениях, которые мы называем рассуждениями.

В книге Иова сказано: «Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки» (Иов.36:17). Суждение и осуждение настолько близки, они – близнецы-братья, и очень быстро одно перетекает в другое. Когда к суждению добавляется обвинительный тон, оно становится осуждением.

Нет оправдания судящему

Есть ли оправдание для нас, если мы осуждаем? Слово Божье говорит, что нет. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим.2:1). Здесь сказано о том, что осуждению нет извинения, как и любому другому греху. Осуждению есть только прощение, если мы раскаиваемся.

Но почему человек так легко попадает в плен осуждения? Мы думаем, что беспристрастны и независимы в своих оценках, потому что знаем, как надо и как правильно.

Препятствуем правосудию Божьему

Давайте вновь обратимся к Священному Писанию. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим.2:1).

У меня этот текст очень долго вызывал волну внутреннего возмущения и негодования. Я был с этим не согласен. Я не понимал: почему, осуждая преступника, который реально совершил преступление, я делаю то же самое? Я же не преступник, я не совершал того, что он совершил.

И вот какой ответ мне дал Бог на страницах Священного Писания: «А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела]. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его»: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную» (Рим.2:1-7).

Давайте порассуждаем как начинающие юристы. Для того чтобы стать преступником, не нужно нарушать все 360 статей Уголовного Кодекса. Достаточно нарушить одну – и тебя осудят по закону.

И, предположим, человек действительно, совершил кражу, он достоин наказания, мы это понимаем и выносим ему собственный приговор – виновен. Но тем самым мы препятствуем Божьему правосудию. Мы по сути выгоняем Высшего Судью из его судейского кресла, надеваем судейскую мантию, берем молоточек и гневно стучим в нужный момент. Но забываем, что совершаем другое преступление, которое называется воспрепятствование осуществлению правосудия. А это – тоже уголовное преступление. И мы также становимся преступниками. Это грех против Бога – узурпировать судейскую власть.

Презумпция Каина

Хорошей иллюстрацией этому служит история, описанная еще в книге Бытие, в 4 главе. Там речь идет о суде над Каином, который убил невинного брата Авеля. Когда это было совершено, тогда еще не существовало Уголовного кодекса. Но все понимали, что забрать жизнь другого человека – тяжкое преступление. Каин переживал за свою жизнь, но Господь дал ему некую презумпцию. Он сказал: «За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт.4:15).

И после этого любой, кто пытался Каину каким-то образом предъявить обвинения, шел против Бога и наказывался самим Богом.

Это урок для нас. Судить – занятие очень опасное, хотя оно кажется таким безобидным, простым и происходит автоматически и незаметно для нас. Но «неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1Кор.10:22). «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).

Поэтому мы можем сделать вывод о том, что никого нельзя никогда осуждать. Это задача и привилегии единственного Законодателя и Судьи – нашего Господа. Если мы будем постоянно пытаться не судить и контролировать свой разум в этом отношении, то встретим некое сопротивление внутри себя, потому что привыкли судить.

А ведь Библия говорит: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:12).

Судить самих себя

Единственный суд, который можно и нужно себе позволить – это суд над самим собой. Так повелел нам делать Господь, особенно перед принятием хлебопреломления: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31-32).

Приведу некую аналогию с судебными процессами. В нашей стране есть 3 вида судов: районные или городские, краевые или областные и Верховный суд. 90% всех дел разрешаются на местном уровне – в районных и городских судах.

Теперь вспомним место Писания, 1 Коринфянам 11 глава 31,32 стихи, где сказано: «Если бы мы судили сами себя». Это – суд первого уровня. Тот, который необходим сразу. Мы должны исследовать себя, осудить грех внутри себя, раскаяться и оставить грех. Если этого не происходит, то Господь вынужден наказывать Своих детей, если те чего-то не поняли.

«Будучи же судимы, наказываемся от Господа». Это – суд второго уровня, который по сути уже апелляционный, когда кто-то на нас пожаловался. Например, ангелы Божии уже сказали: «Господь, надо что-то делать, человек не кается, не оставляет грех, идет в погибель».

И приходит от Господа наказание, потому что Отец наказывает Своих детей из любви. Напросились, так сказать. Это то, что Бог не хочет делать. Как любой родитель Он порой оттягивает наказание, милует снова и снова, но иногда вынужден принять меры, чтобы нас отрезвить и чтобы мы перестали грешить.

И третий уровень – «чтобы не быть осужденными с миром». Здесь речь идет о последней инстанции – Верховном суде, в данном контексте – суде над неверующими, над теми, кто вообще не познал Бога. Они возлюбили грех больше, чем Бога. И таковых участь – в озере огненном.

Господь никак не хочет видеть Своих детей там, среди неверующих. Он совсем не желает их погибели вместе с ними и не планирует, чтобы они там оказались. Но человек в своем выборе грешить может сам избрать эту участь.

Вот почему нужно вовремя осуждать свои грехи внутри себя, раскаиваться и оставлять их. И ни в коем случае не судить никого и никак.

Да благословит нас в этом Господь!

Алексей Яровой,

кандидат юридических наук,
пастор церкви «Вифания»,
г. Новороссийск

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!