Катары
В переводе с латыни слово «инквизиция» (inquistio) означает «опрос». Она была создана для преследования и искоренения ереси средствами убеждения, а не средствами насилия.
Что же обусловило переход от методов убеждения к прямому насилию? Причиной стала альбигойская ересь или движение катаров, которое получило широкое распространение в XII веке на юге Франции. В основе этого учения лежал дуализм, то есть представление о том, что мир создали и им правят две равновеликие и совечные силы: добро и зло, находящиеся в постоянном противоборстве.
Считалось, что материальный мир, в том числе и тело человека, сотворили силы зла, а душа принадлежит царству духа или добра. Это убеждение приводило к крайнему аскетизму и даже к ритуальным самоубийствам как способу избавить добрую душу от злого тела, для чего существовал обряд еndura. Мучение, претерпеваемое перед смертью, освобождало, по мнению катаров, от мук загробного мира. Добровольное лишение жизни через голод, яд, поедание истолченного стекла или вскрытие вен широко практиковалось.
Разумеется, церковь не могла мириться с этим учением и боролась с ним. Однако целые страны, например, графство Тулузское, впадали в эту ересь. Поэтому в 1209 году был организован крестовый поход против альбигойцев. Успеха он не принес, ересь продолжала распространяться. Только к концу XIII века удалось справиться с ней. И решающую роль здесь сыграла инквизиция.
Зарождение инквизиции
В 1203 году папа Иннокентий III поручил Пьеру де Кастельно и Раулю, монахам из Галлии, вести борьбу против альбигойской ереси при помощи проповедей. Они имели успех, и папа решил ввести в католическую церковь институт независимых инквизиторов, которым было поручено преследование еретиков. В 1232 г. его функции были переданы папой Григорием IX доминиканцам. А на основании эдикта, отлучавшего всех вероотступников от церкви, папа передал им не только право расследования, но и суда над еретиками.
Это стало фактическим рождением инквизиции. Вопреки распространенному мнению, в то время она занималась только ере-тиками, а преследование ведьм и колдунов находилось в компетенции светских судов. И только в XV веке инквизиция заинтересовалась и ими.
Судопроизводство
Инквизиционное судопроизводство имело обвинительный уклон и не делало различия между сословиями. Достаточно было доноса или подозрения, и человека задерживали, будь он даже высшего сословия. Начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу.
Если трибунал находил дело подлежащим своей юрисдикции, то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов. Если те высказывались против обвиняемого, его отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие отношения.
В это время чиновники инквизиции отправлялись в его дом, составляли опись всего имущества и налагали арест на все владения. После нескольких месяцев, проведенных в полной неизвестности, заключенного допрашивали перед судьями. Но ему не объясняли, в чем он обвиняется, и при этом расставляли для него ловушки, чтобы принудить признаться в ереси.
Обвиняемые часто сознавались в преступлениях, которых никогда не совершали, лишь бы избегнуть мучительных допросов и бесконечного тюремного заключения. Назначался адвокат, но обвиняемый мог видеть его только в присутствии инквизиторов, и адвокат имел право говорить с ним лишь для того, чтобы убедить признаться в преступлении. Свидетели не были обязаны подтверждать перед трибуналом свои показания, и их никогда не вызывали на очную ставку. Показания двух свидетелей, слышавших о чем-либо, было равносильно показанию одного свидетеля, который что-нибудь лично видел.
Когда осужденный отрицал возводимое на него обвинение, его подвергали пытке, дабы вынудить признание в совершенном преступлении. Если обвиняемый признавался в ереси, его спрашивали, согласен ли он отказаться от нее. Если соглашался, то его снова присоединяли к церкви и подвергали какой-нибудь легкой каре. В противном случае он объявлялся закоренелым еретиком и выдавался гражданскому суду, который всегда в таких случаях выносил смертный приговор.
Пытки, приговоры
и аутодафе
Какие же приговоры выносились инквизицией? Инквизиторы назначали осужденным разные штрафы и персональные наказания, которые колебались в зависимости от обстоятельств и характера процесса. Например, полную или частичную конфискацию имущества, тюремное заключение, изгнание, лишение должностей, почестей и званий.
Исполнялись казни и наказания на публичных аутодафе, напоминавших театрализованные представления. Внести свою лепту в казнь приглашались все желающие, поэтому благочестивая старушка и подбрасывала хворост в костер Яна Гуса.
Толпа у эшафота была не толпой пассивных зрителей, а соучастницей казни, она принимала предсмертные признания казнимого, участвовала в его поругании, поставляла палачу помощников: по обычаю, палач мог взять из толпы любого, чтобы тот, например, держал на своей спине обнаженную жертву, пока «мастер» хлещет ее кнутом.
Новая инквизиция
В XV веке наступил новый этап развития инквизиции. Началось это в Испании, где количество евреев было очень велико. Христиане, бывшие зачастую должниками евреев, часто устраивали еврейские погромы. На евреев также обрушилась королевская немилость, всем им приказано было покинуть страну под угрозой смерти, если только еврей не переходил в христианство.
В короткий срок один миллион евреев пожелали креститься. Но такого рода обращения в христианство не могли быть искренними, и многие из вновь обращенных оставались верными закону Моисея. В эпоху, когда шпионство и доносы считались первым долгом христианина, это не могло долго оставаться в тайне.
Отступление от истинной веры – вот повод для учреждения новой инквизиции, которая отличалась от старой более умелой организацией и, в особенности, увеличением количества жертв. Были приняты новые законы, определяющие список преступлений. И практически любого человека, при желании, можно было предать суду инквизиции.
Подавление реформации
в Испании
В этот период успехи Реформации и рожденного ею протестантизма распространялись по Европе. Половина Испании уже была ею задета. Не оставалось почти ни одной знатной фамилии, среди представителей которой не было бы тайных протестантов.
По свидетельству историков, «количество, общественное положение и государственная роль виновных были таковы, что если бы необходимые меры были задержаны всего на какие-нибудь два-три месяца, то вся Испания оказалась бы в огне».
Инквизиция начала действовать. Главная ее забота заключалась в том, чтобы воспрепятствовать ввозу в Испанию литературы, распространявшей новое протестантское учение по всему полуострову.
Вскоре в руки инквизиции попал один из главных виновных. Это был бедный крестьянин из окрестностей Севильи, прозванный Джулианило, который являлся корректором типографии в Германии. В двух бочках с двойным дном он поместил Библии и лютеранские богословские книги на испанском языке. Ему удалось обмануть таможню и проникнуть со своим багажом в Севилью. Но вскоре крестьянин был схвачен агентами инквизиции. Может быть, ему и удалось бы спасти свою жизнь, если бы он выдал своих сообщников, но Джулианило оказался непоколебим.
В течение трех лет к нему тщетно применялись самые утонченные пытки. Палачи изощряли над ним свое искусство, но Джулианило, перенося муки с полным спокойствием, смеялся над ними. Его сожгли, как и всех, принявших протестантизм. За 10 лет усиленной работы инквизиторы отстояли католицизм в Испании.
Конец инквизиции
Из статистических данных, собранных в труде Lioreute, можно узнать, что попавших в руки испанской инквизиции с 1481 по 1809 г. было 341021 чел., из них 31912 сожжены, 291460 подверглись другим наказаниям.
В Португалии инквизиция была уничтожена в 1818 году, во Франции – в 1772 году, в Риме – в 1809 г. Наконец, в 1834 г. она упразднена навсегда.
Несомненно, инквизиция – это явление, которое вызывает справедливое возмущение христиан, оно полностью противоречит учению Христа. Но иногда Господь попускает существование зла меньшего, чтобы избежать большего. Или допускает, чтобы одно чудовище пожрало другое, еще более отвратительное.
Необходимо помнить, что стараниями инквизиции оказалась уничтожена альбигойская ересь с ее ритуальными самоубийствами, а в Новом Свете – государства инков и ацтеков, практиковавших человеческие жертвоприношения.
Бог в силах обратить самое страшное зло во благо. Нам же стоит знать историю и уметь извлекать из нее уроки.
Подготовил
Станислав Буланов