​Учимся молиться

По молитве «Отче наш»

Умеете ли вы молиться? И, вообще, что такое молитва – повторение заученных фраз или живой разговор с Богом? Конечно, второе. Ведь молитва – это общение, диалог, подразумевающий искренность и личные отношения. Мы начинам серию публикаций по проповедям пастора Б. Г. Исупова, раскрывающих суть и значение молитвы «Отче наш».

Человеку сложно общаться с тем, кого он не видит и не слышит в физическом плане. Еще сложнее принять тот факт, что с великим и всемогущим Богом можно общаться напрямую, в любом месте. Это действительно трудно понять тем, кто не считает себя чадом Божьим. Но тот, кто уверовал в Иисуса Христа и получил доступ к Богу, как правило, сразу начинает молиться своими словами, однако, все равно сомневается, правильно ли молится. Даже ученики Христа, находящиеся рядом со Спасителем, просили Его научить их молиться.

В Евангелии от Луки

мы читаем:

«Случилось, что когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих».

Господь Сам сказал: «Молитесь же так: Отче наш, Сущий на небесах, да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Как следует употреблять эту молитву? Должны ли мы ее повторять дословно, или Господь ею хотел сказать нам нечто большее? Можно и дословно, но от всего сердца. Но вне всякого сомнения, эта молитва дана нам Господом как образец, пример, алгоритм для наших личных молитв. Молитва Господня дает исчерпывающие указания о том, как и о чем молиться. Руководствуясь ею, мы будем молиться по воле Божьей.

В самой структуре этой молитвы есть для нас очень важное указание. Иисус сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Таков Божий порядок для жизни человека. И наша молитва только тогда будет иметь успех, когда мы поставим Божьи интересы на первое место.

После обращения «Отче наш, сущий на небесах», вы обнаружите, что молитва эта делится на две главные части: прославление Бога и прошения. Начнем с первых ее слов.

«Отче наш!»

Одно важное правило: помните, к Кому вы обращаетесь. Вы вошли в присутствие Всемогущего Бога, Творца неба и земли, Того, Который наполняет Вселенную и все, что в ней.

Можете ли вы обратиться к Господу как к Отцу? Грешник не может обращаться к Богу как к Отцу, Бог ему вовсе не Отец. Грех произвел разделение между грешными людьми и Создателем, но Иисус пришел, чтобы восстановить контакт между человеком и Богом. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Основой для молитвы являются правильные взаимоотношения с Богом, и эта основа – Иисус Христос.

Только приняв Иисуса Христа как своего личного Спасителя, человек получает привилегию называться сыном или дочерью Отца Небесного, тогда его имя записывается в «Книге жизни» и он, родившись свыше, становится членом семьи Божьей.

Ты рожден свыше? Примирился с Богом в молитве покаяния? Имеешь в сердце уверенность в своем спасении? Если так, тогда молитва эта принадлежит тебе. Да, ты счастливейший из людей, так как Бог является твоим Отцом.

Если же ты не имеешь свидетельства в самом себе, что ты от Бога рожден, то Бог говорит тебе: «Сейчас время благоприятное, сейчас день спасения». Покайся перед Богом за все свои грехи, прими Иисуса Христа в сердце как Господа и Спасителя – и тебе откроется доступ ко всемогущему Богу, ты станешь Его чадом и сможешь смело называть Его в молитве Отцом: «Отче наш!»

«Сущий на небесах»

Вы вникали когда-нибудь в значение слов: «Сущий на небесах»? Заметьте, слово «небо» употреблено здесь во множественном числе. В Новом Завете слово «небо» относится к трем определенным сферам или местам, и по контексту следует определить, какое небо имеется ввиду.

Иногда слышишь, как люди говорят о седьмом небе. Описания такого неба в Библии вы не найдете. Священное Писание говорит о трех небесах. Первое – это небо, которое мы отчасти видим и называем звездным. Второе небо, о котором упоминается в Слове Божием, это та сфера, где обитает дьявол и бесы.

Второе небо

У некоторых создалось совершенно ложное понятие о том, где находится место пребывания дьявола и бесов. Они думают, что эти существа обитают где-то под землей. Нигде об этом не сказано в Библии. Заметьте, что говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

В этом же послании, во 2-й главе, апостол Павел указывает на то, что дьявол, князь мира сего, господствует в воздухе. Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Это падение было с третьего неба, когда, будучи херувимом, он возгордился и хотел стать, как Всевышний. И с тех пор он господствует в поднебесных сферах или в воздухе, как сказано в других местах Библии. Читайте внимательно 12-ю главу книги Откровения, там сказано, что дракон будет низвержен со всеми ангелами его, ибо уже не будет для них места на небе. Это произойдет к концу веков, а пока сатана и воинство его обитают на втором небе.

В книге Иова для нас приотворена завеса во второе небо и нам дано взглянуть на одно важное событие, которое там происходит. Сатана является перед Всемогущим и обвиняет Иова в корысти, говоря: «Разве даром богобоязнен Иов? Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?» И Бог говорит сатане: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». О чем говорит нам все это? То, что и второе небо, поднебесное, та сфера, где царствует дьявол и ангелы его, тоже находится под контролем Божиим. Сатана не может коснуться человека без Божьего разрешения. Каждый волосок наш сочтен Богом. Ни один воробышек не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного. Поэтому враг ничего не может сделать тебе без ведения и разрешения Отца твоего небесного. Слава и благодарение Ему!

«Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10). Когда мы помним, что имеем такого Бога, то каким дивным и значительным становится каждое Его обетование!

И третье небо – это место, где живут святые. Место, которое наполнено славой Божией. Об этом небе пишет Павел в своем Послании к Коринфянам: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба» (2 Кор. 12:2).

Когда в Писании слово «небо» употреблено в единственном числе, то значит, что говорится об одной из этих трех сфер. Например, Петр в своем послании рассказывает: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут». Тут ясно, что имеются в виду первые два неба. Но когда Стефан, умирая, воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», – то он видел за пределами звездного неба и поднебесной, где живут духи злобы. Стефан видел место, которое наполняет слава Божия и где живут духи праведных.

О третьем небе

Библия много говорит о третьем небе, но не многими словами его описывает. Оно настолько дивно, что Дух Божий должен вот что сказать об этом небе: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его». Что может к этому добавить человеческий язык? Ничего.

Само собой разумеется, что третье небо должно быть самым чудным, потому что в нем обитает Бог, это то место, о котором Христос сказал: «Я иду приготовить место вам». Если мы знаем, каковым является наш небесный Отец, тогда хоть отчасти можем представить себе и то, каким будет небо. Что говорит Библия о Боге? Она говорит, что Господь есть любовь, что Он есть свет и что Он есть жизнь. Поэтому там, где Бог, царствует любовь, там нет тьмы, там смерть больше не имеет силы. Благодарение Ему!

Бог вездесущий

Давайте вернемся к молитве Господней. Перед нами возникает вопрос: о каких из небесных сфер идет речь в первой части этой молитвы? Обо всех! И о первом небе, и о втором, и о третьем. Иначе говоря, Бог, к Которому ты обращаешься в молитве, Сущий во всех трех сферах небесных. Это подтверждает, что нет такой сферы, нет такого места, в которое Небесный Отец не может проникнуть или в котором Он не присутствует. Наш Отец Всемогущ и Вездесущ! Не мудрено, что псалмопевец с восхищением говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10).

Но при этом Господь доступен нам и слышит все наши молитвы, даже совсем тихие. Он силен не только исполнить обещанное, но все, касающееся нас, находится под Его властью. Он ничего не допустит в твоей и моей жизни не по изволению Своему! Разве не чудо знать, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»?

Вот почему молитва наша должна начинаться хвалой, прославлением и славословием. Но об этом мы поговорим в следующий раз, разбирая фразу: «Да святится имя Твое!»

Б. Г. Исупов
(Продолжение следует)

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!