​Евангельские сюжеты в русской живописи

Смотрите на картину сердцем, а не глазами

Настоящее искусство всегда связано с нашим Творцом, исходит из Его сердца и побуждает искать божественную правду.

После семидесяти лет атеистической идеологии, когда люди в советской стране практически потеряли веру, возникла сильная религиозная жажда. В начале девяностых тема христианства, долгое время находившаяся под запретом, стала наконец доступной. В музеях начали устраивать выставки репродукций евангельских картин, а искусствоведы открыто заговорили о христианских мотивах в творчестве художников.

Помню, как мне, студентке института культуры, было бесконечно интересно узнавать не столько о художественных методах русских живописцев, сколько о событиях, изображенных на их полотнах. Наиболее захватили меня работы художников-передвижников, среди которых особенным показалось творчество Василия Поленова.

Этот художник создал целый цикл картин под названием «Из жизни Христа», где рассказал о событиях от рождения до смерти Спасителя. И его картины открыли для меня евангельскую историю.

Поленов изображал события из жизни Христа деликатно и ненавязчиво, и это позволяло даже неподготовленному человеку понять, о чем и о Ком они. На картинах я видела реального человека в реальных условиях. У меня невольно возникал интерес, появлялись вопросы. Когда всерьез начала искать на них ответы, мне постепенно раскрылся и смысл Евангелия.

Потом, намного позже, я узнала, что через творчество таких художников, как Василий Поленов, многие люди моего поколения также приходили к вере.

Кем был для Поленова Христос?

Для Поленова Христос был нравственным идеалом. Младшая дочь Поленова, Наталья Васильевна, утверждала, что для отца земная жизнь Иисуса Христа всегда была эталоном, Его личность — идеальной, гармоничной. Человек, по мысли Поленова, должен стремиться к этому эталону и может его достичь. Эту идею о нравственном совершенстве мы видим во всем его творчестве: вот Христос родился, вот Он трудится и героически умирает.

«Христос и грешница»

Картина «Христос и грешница» — одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, наиболее мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей.

Почему художник выбрал для столь масштабного полотна именно этот сюжет?

В Евангелии от Иоанна содержится история о том, как книжники и фарисеи привели ко Христу женщину с вопросом: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? На что Христос ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8:4-7). Эти слова Христа тогда не укладывались в сознании его обличителей, им казалось, что Иисус каким-то непостижимым образом знает и об их грехах. Поэтому книжники и фарисеи устыдились, признав за Христом полное право прощения блудницы.

Очевидно, именно идея христианского всепрощения затронула в этой сцене великого художника. Не сверхъестественное исцеление, не триумфальное воскрешение, нет! Поленов увидел здесь чудо великой милости Бога к грешному человеку, чудо прощения и спасения.

Работа над картиной

Над этой картиной художник трудился почти 20 лет. В 1868 году он делает первый графический эскиз, а затем на долгое время оставляет свою задумку. После следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Поленов совершает путешествие в Палестину, где исследует земной путь Христа, знакомится с реалиями восточной жизни, создает этюды, снимает фотографии, собирает костюмы, изучает особенности архитектуры, быта, природы — потому что желает подойти к своей работе над картиной с наибольшей исторической точностью.

Образ Христа

В композиции полотна особенно выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой, по словам самого Поленова, «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».

С внутренней сущностью Христа хорошо ассоциируется его белый хитон, который оттеняет бледность печального и утомленного лица. Чувствуется мягкость Христа, видна благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также интенсивная духовная жизнь. Все это отличает Христа от Его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.

Интересные детали

По словам самого художника, остальные герои его картины – люди тоже не случайные. Так, например, мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это Марк, один из будущих евангелистов. Справа от Христа изображен Иоанн, а слева — Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, стоит Петр. В том же ряду, что и Петр, находятся Андрей, Филипп и Иаков Алфеев, а во втором ряду — Иуда, Клеопа и Матфей.

Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Иисуса, — фарисей Никодим, один из тайных последователей Христа.

Изображенный в правой части картины человек, едущий на осле, — это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу.

«Нам не дано предугадать»

Несмотря на то, что Василий Поленов в своем творчестве больше показывал Иисуса Христа как Человека, картины этого художника несут на себе отпечаток божественного.

Один из современников писал Поленову: «Вы, вероятно, в своем труде не понимаете суть Христа, Его богочеловеческую природу, и всячески стараетесь отойти от этой темы, избежать ее. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)».

Подготовила Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!