«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13)
Продолжаем публиковать серию материалов по проповедям Бориса Георгиевича Исупова о молитве «Отче наш». Сегодня речь пойдет об искушениях.
Нет ли противоречия?
«С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», – так пишет апостол Иаков в своем послании (Иак.1:2). А Господь учил нас молиться: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Нет ли тут противоречия? На первый взгляд кажется, что тут есть несогласованность, но если вникнуть в смысл этих двух текстов, то мы обнаружим как раз обратное: между ними – полная гармония.
Во-первых, следует иметь в виду, что испытания бывают разного рода. Иногда испытания возникают или от того, что мы не бодрствуем, или от нашего непослушания. Но бывают испытания, которые допущены в жизни по воле Божией. Когда Иаков пишет в своем послании: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», – то он имеет в виду те испытания, которые Бог допустил в жизнь верующих. Для такой ситуации дано в Слове Божием чудное обетование: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).
Да, искушения происходят, и если Сам Спаситель был искушаем, то слуга не больше Господина его. Об Иисусе сказано, что Он поведен был духом в пустыню для искушения от дьявола, и Он же в Гефсимании молился: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». В одном случае Иисус водим духом, чтобы быть искушаемым дьяволом, в другом Он молит: «Не введи Меня в искушение, но избавь от лукавого!»
Не на себя надеяться
Первая причина, по которой Господь научил нас так молиться – это чтобы мы не надеялись на себя, чтобы не думали, будто своей силой и способностями сможем справиться с лютым врагом нашей души. Господь хочет, чтобы мы полностью и постоянно зависели от Него, Его мудрости и умения защитить нас от искушения и зла.
Эта молитва говорит, что только в тесном общении с Богом, с надеждой исключительно на силу Божию мы сможем оказаться победителями над кознями дьявольскими, ибо «он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
Мы не в силах бороться с сатаной самостоятельно. И без Божьей помощи наше поражение неизбежно. Но враг душ приходит не только, как рыкающий лев. Он иногда с коварством и хитростью предстает в виде ангела света, и его невозможно распознать. Вот почему так необходимо всегда прибегать к Богу с просьбой: «Отче, не введи нас в искушение, чтобы мы не согрешили против Тебя. Дай нам такой страх по отношению ко греху, чтобы мы бежали от него, как от самой ужасной проказы. Господи, не введи нас в искушение».
Безумец тот, кто решил идти своим путем, не слушая Господа. Он подобен волу, идущему на убой, и оленю, идущему на выстрел. Сколько раз Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
Если не было бы опасности впасть в искушение, то зачем Христу нужно было напоминать о том, чтобы мы молились: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»? О, как страшно пренебрегать этой молитвой!
Без компромиссов
Вы помните ветхозаветного Лота? Он является ярким примером того, кто не просил: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Ему была предоставлена возможность выбора пути, по которому ему идти. Такие моменты в жизни бывают у каждого. Это чудные возможности, но одновременно и опаснейшие моменты. И тут как раз следует от всего сердца взывать к Господу: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Враг нашей души знает потенциал такого часа и обязательно этим воспользуется со всем своим арсеналом искушений.
Лоту предоставлена была возможность выбора, и что же он избрал? «И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они (Авраам и Лот) друг от друга, Авраам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности, и раскинул шатры до Содома» (Быт. 13:11-12). Он избрал орошенную долину Иордана, так как та была плодородной, «как сад Господень», и в то же время выглядела, «как земля Египетская».
Заметьте: дальше тут сказано, что Лот раскинул шатры свои не в самом Содоме, но около Содома. Он, видимо, знал о греховности этого города, потому сначала не решился в нем поселиться, поселился рядом. «Я буду жить около Содома, – думал он, – и притом смогу повлиять на него положительно!»
Но в следующей главе мы читаем, что Лот уже живет не за городом, но в самом городе. Дальше, в 19-й, главе сказано, что «Лот сидел у ворот Содома». В те времена сидящие у ворот города были главными членами городского управления. Иначе говоря, он стал своего рода мэром города.
Лот соблазнился Содомом, где, как думал, может и Богу служить, и свое корыстолюбие удовлетворить. История Лота, который не учел мнения Бога и не просил: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого», кончается бедствием.
К чему привело такое решение Лота? Ответ мы находим в Новом Завете. Лот был с людьми неистово развратными и «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные». Да, он верил в Бога и надеялся, что изменит к лучшему людей Содома, но все время, несмотря на свой внешний успех, не имел ни минуты мира и покоя в своей душе. Его успех в мире оказался неумирающим червем и неугасаемым огнем.
Двойная опасность – извне и изнутри
О, какая трагедия, когда человек сам избирает направление своей жизни, не прося Господнего водительства! Да, как важно, как необходимо просить при каждом случае, при каждом выборе и решении: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Никто из нас не может знать и предвидеть опасность, которая ожидает за поворотом. Бог не открывает нам этого, но если Он учит нас молиться: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого», – то значит, что без Его защиты мы в опасности.
Нам грозит двойная опасность – не только извне, но и изнутри. Изнутри – зло и пагубность нашего сердца, которое крайне испорчено. И оно обязательно обманет нас, если мы будем к нему прислушиваться. Извне грозит сатана, с коварством и умыслами которого нам никак не справиться. Поэтому и нужно каждое утро облекаться во всеоружие Божье (См. Еф.6:10-15) и от всего сердца, со всей серьезностью просить: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
В своих искушениях дьявол всегда предлагает легкий выход, легкий путь достижения цели. Христу он сказал: «Вот все царства мира, они Твои. Ты избрал путь страдания и позора. Пади и поклонись мне – и я дам их Тебе. Добиться цели Ты можешь коротким и легким путем». С этим искушением дьявол всегда подходил ко Христу. Он и через Петра предлагает Христу более выгодный путь, поэтому Иисус вынужден был сказать Своему ученику: «Отойди от Меня, сатана».
Бог защитит
и воздаст
Заметьте вторую часть молитвы: «Но избавь нас от лукавого». Дорогой друг, если ты все же пал, если враг поймал тебя в свою сеть, когда ты не бодрствовал, то воззови к Господу сейчас, ибо знает Господь, как избавлять. Он Сам говорит: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Это в Его силах.
Как бы ты ни запутался и какой бы безвыходной ни казалась твоя ситуация, знай, что Бог готов помиловать тебя. Ты должен смириться, исповедать свой грех – и Господь простит. Мало того, если ты обратишь свое сердце к Богу и пойдешь за Ним, то по великой милости и благодати Он готов вернуть тебе все потерянное – семью, здоровье, отношения и многое другое.
Ибо Твое есть
Царство
и сила и слава
во веки
Царство Небесное – это не царство человеческое, земное. Это то Царство, Владыкой которого является Господь Бог Всемогущий.
Нам надо прежде всего искать небесных и нетленных сокровищ, их не могут отнять у нас ни болезни, ни скорби, ни испытания, ни сама смерть. С этим богатством, с этим сокровищем мы уйдем в Царство будущего века.
Да не будет бесплодной для этого будущего счастья наша земная жизнь! Дай Бог, чтобы двери Царства Небесного не затворились ни перед кем из нас, чтобы мы вошли в эти открытые двери и пребывали со своим Господом Иисусом во веки.
Борис Исупов