В течение многих лет работы с детьми мне (как вожатой в лагере, учительнице в школе и особенно как матери) очень помогали пять важнейших принципов воспитания детей. Хотя не все методы и не для всех работают, я увидела, что эти принципы все же применимы для большинства детей.
Учите чаще, как нужно поступать, чем как поступать не нужно
Прежде чем исправлять, детей необходимо наставлять. Анализируя библейские истории или жизненные ситуации, спрашивайте ребенка: «Как по твоему мнению нужно правильно поступить?» Когда дети начинают сами озвучивать правильный курс действий, до них лучше доходит мораль, чем если они просто слушают ее из ваших уст.
Когда мои дети были еще маленькими, я, перед тем как зайти в продуктовый магазин, шутливо спрашивала у них: «Будем ли мы вести себя в магазине, как хулиганы?» Они, конечно же, отвечали «нет». Тогда я задавала следующий вопрос: «А как обычно хулиганы ведут себя в продуктовом магазине?» И они предлагали самые разнообразные варианты хулиганского поведения: бегают по магазину, не слушаются маму, стоят (а не сидят) в тележке, клянчат конфеты, кричат.
Такая «предупредительная мера» – заранее обсудить с детьми поведение – весьма способствовала их послушанию. Детям нужно ежедневно напоминать, что значит хороший друг, как вести себя на людях, как реагировать на грубость и как извиняться. Если вы постоянно говорите детям «не делай того» и почти не говорите «делай это», то сформируете их разочарованными и неуверенными.
Используйте принцип «наказаний и вознаграждений»
Когда Бог заключил Завет с Израилем, то предложил этому народу благословение или проклятие (Втор. 30). Он четко описал благословения послушания и трагичные последствия непослушания. В воспитании детей такой подход также полезен.
Некоторые родители не спешат вознаграждать детей, считая это чем-то сродни взятки. Однако между вознаграждением и взяткой есть большая разница. Награда поощряет правильное поведение, а взятка поощряет плохое поведение. Давайте рассмотрим пример.
Одна полуторагодовалая малышка не хотела сидеть в тележке в продуктовом магазине. Взятка выглядела бы так. Мать с ребенком входят в магазин. Мама пытается усадить малышку в тележку. Малышка вопит, закатывает истерику, бьет свою маму. Никакие старания матери к успеху не приводят, поэтому та в отчаянии открывает свою сумочку, находит там чупа-чупс и дает своему чаду, чтобы как-то усадить девочку в тележку.
Противоположная ситуация награды выглядит следующим образом. Перед тем как выйти из автомобиля, мама, глядя дочке прямо в глаза, говорит: «Я знаю, что иногда тебе никак не хочется сидеть в тележке в продуктовом магазине. Но если ты станешь вести себя хорошо, тебя ждет приятный сюрприз. Ты будешь сегодня послушной?» Малышка отвечает: «Да» – и ждет сюрприза. Они идут в магазин, ребенок спокойно залезает в тележку. Мама показывает чупа-чупс и говорит, что если она будет спокойно сидеть в тележке, будет умничкой, то сможет полакомиться им, когда они купят половину продуктов.
В первом случае ребенок «подчиняет» маму, получая в конечном итоге награду за свое ужасное поведение. Во втором же случае мама уверенно контролирует ситуацию, а ребенок получает награду за хорошее поведение. Награда помогает детям в конечном итоге понять благость Божьих путей, ведь Господь вознаграждает нас за наши труды (Кол. 3:23-24).
Подкрепляйте свои правила действиями
Когда я только начала свою преподавательскую деятельность, некоторые мои ученики были лишь на пять лет младше меня. И я понимала, что должна подкреплять свои правила действиями, если хочу завоевать их уважение. Они должны твердо знать, что мое «да» означает «да», а «нет» – «нет». Только так я могла добиться в классе какой-то дисциплины.
Этот принцип справедлив и в отношении детей. Когда вы говорите ребенку, что уйдете с ним из парка, если он ударит другого ребенка, то так и поступайте, когда он кого-то ударит.
Когда вы предупредили сына, что не позволите ему смотреть телевизор, если сын не заправит свою кровать, то так и делайте в случае его непослушания. Наши дети должны знать, что мы держим свое слово (даже когда это трудно сделать).
Тем не менее хочу отметить следующее: вам нужно руководствоваться желанием показать ребенку последствия его непослушания – и только этим. Если вы в действительности хотите уйти из парка, чтобы посмотреть фильм, или, наоборот, хотите остаться в парке из-за каких-то своих причин, тогда лучше найдите другие способы наказать ребенка с помощью «принципа последствий».
Мы все должны признать, что дисциплинирование детей почти всегда кажется «некстати». Они так часто непослушны, что мы предпочитаем заниматься чем-то другим, чем отыскивать время для дисциплины с любовью. Однако плод последовательного и регулярного дисциплинирования стоит ваших жертв.
Метод дисциплинирования должен быть эффективным
Разные семьи используют различные методы воспитания детей. И даже в одной семье для разных детей могут потребоваться «различные последствия». Независимо от метода, однако, следует помнить принцип, записанный в Евр. 12:11: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
Какой бы дисциплинарный метод вы ни использовали, наказание должно быть реальным для ребенка (чем-то неприятным). Сразу хочу отметить, что речь не идет о каком-либо злоупотреблении, которое может навредить. Нельзя также просто «выливать гнев» на своего ребенка. Дисциплина – это то, что имеет отношение к благу детей, а не к злости родителей. Если вы злы или сильно огорчены, вам следует подождать с наказанием, пока не успокоитесь.
В нашей семье первая стадия дисциплинирования – это строгое замечание и предупреждение о последствиях. Мы уводим нашего сына в сторонку и, стараясь говорить на его уровне, объясняем, почему его поведение недопустимо. Когда сын игнорирует наше предупреждение, мы обычно даем ему еще время (в зависимости от возраста) и «начинается отсчет». Если сын вовремя не успокаивается, мы (когда «время вышло») уводим его для шлепков.
Когда дети становятся взрослее, эти методы все больше теряют свою эффективность, потому важно находить другие. Утрата каких-то привилегий, финансовые наказания (за что-то сломанное, разбитое), дополнительная работа по дому – все это более эффективные наказания для детей старшего возраста. Но, какой бы ни был метод дисциплинирования, он должен оказываться эффективным для конкретного ребенка.
В реальности очень тяжело наказывать ребенка. Я люблю, когда мои дети радостны и веселы, и мне очень больно видеть их несчастными. Однако обетование, записанное в Евр. 12:11, смягчает мои страхи. Ждет благая жатва праведности и мира тех, кто воспитывался в дисциплине. Мы несем благословение детям, если любим их настолько, чтобы наказывать.
Замечайте хорошее поведение и хвалите
Я обнаружила, что похвала – это отличный метод воздействия на детей. Я регулярно провожу классы для четырехлетних малышей в церкви. Самый эффективный способ успокоить их – это сказать, например: «Взгляните на Сарру! Мне так нравится, как она сидит – так спокойно, ручки на коленях. Она готова слушать историю». И сразу же 15 других детей начинают сидеть так же: руки на коленях и готовы слушать.
Похвала – сильный метод, который к тому же несет детям благословение. Она помогает им понять, что такое хорошо, и в то же время показывает, что вы заботитесь о них. Всем нравится начальник, который не только отчитывает за ошибки, но и замечает все то хорошее, что мы делаем. Вот и дети нуждаются в том, чтобы мы отмечали их хорошее поведение точно так же, как отмечаем их плохое поведение.
Этот метод поощрения особенно важен для детей с проблемным поведением, для детей, проходящих через трудный период бунтарства. Они начинают слушать внимательно при каждой, даже маленькой, похвале. Поэтому как можно чаще замечайте то хорошее, что эти дети делают.
Важнейший принцип
Данные принципы дисциплинирования действительно помогали мне и моему мужу, однако, у них есть границы. Только Бог способен изменить сердце ваших детей. Вся родительская мудрость всего мира не в состоянии спасти или изменить детей – только Иисус!
Если мы желаем мудрости в использовании методов воспитания детей, то самое важное, что можем сделать, – проводить больше времени в Слове и молитве, прося у Бога Его водительства. Он слышит нас, понимает и обещает всегда даровать мудрость, в которой мы нуждаемся (Иак. 1:5).
Давайте же искать Бога и просить, чтобы Он работал в сердцах наших детей!
Голос Истины
по материалам The Gospel Coalition