Виктор Боженко – о пенсионной реформе, честном бизнесе и смысле жизни

В краснодарской церкви «Вифания» прошел двухдневный семинар «Деньги? По-библейски!» Создатель и преподаватель семинара Виктор Боженко – проповедник, автор книг по финансовой грамотности, руководитель служения «Успех в Боге», направленного на поддержку предпринимателей. Виктор поделился с «Христианской газетой» своими взглядами на вопросы распоряжения финансами.

Можно ли быть честным бизнесменом?

– Бизнесмен должен быть честным. Проблема, скорее, в том, что быть честным в обществе, в котором нет моральных якорей, непросто. Только глубоко верующий человек способен оставаться непоколебимым в своих убеждениях. И дело даже не в том, что христианин уповает на Божью помощь. А в том, что христианин способен делать правильные вещи просто потому, что они правильные, даже тогда, когда это ему не выгодно. Например, оставаться честным в ущерб себе только потому, что так учит Библия.

– Как Вы относитесь к стремлению быстро разбогатеть? Например, через Форекс, ставки на спорт, лотерею и т.п.

– В Библии есть огромное количество стихов, которые нам объясняют, к чему приведет жажда обогащения, тем более быстрого. Например: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Прит.4-5). Желание иметь все и сейчас неизбежно приведет к банкротству. Потому что, если деньги быстро пришли, они так же быстро и уйдут. Это закономерность. Ничего из того, что бы действительно стоило нашего внимания, не достается легко и быстро. Все по-настоящему ценное приходит медленно, требует огромных усилий, но потом остается надолго. Работаешь добросовестно и терпеливо – получишь качественный результат на годы.

Важно понимать, что, когда твои доходы растут по мере роста характера, ты способен с достатком справиться. Но, когда рост доходов опережает рост характера, такие легкие деньги тебя разрушат, а этого Бог не хочет.

– Финансовая грамотность подразумевает умение планировать свой бюджет. Но как можно планировать, например, при очень скромных или нестабильных доходах? И не противоречит ли планирование образу жизни верующего человека, который должен жить по вере, во всем доверять Богу?

– Начну с последнего вопроса. Доверять Богу – это не означает верить в то, что с нами никогда ничего плохого не случится. Что мы не потеряем работу, не заболеем, не сломается наш автомобиль. Христианская вера основана на убеждении, что Бог будет с нами в любых трудностях и даст силы их пройти. Понимая это, мы можем откладывать деньги на различные непредвиденные ситуации и финансовые кризисы, продолжая доверять Господу. Верующий человек – прежде всего, трезвый человек, реально смотрящий на жизнь.

Теперь коснемся вопроса о низких и нестабильных доходах. Как раз при нестабильности доходов обязательно нужно планировать! Библия неоднократно подтверждает эту мысль. Первые уроки бюджетирования мы получаем из Ветхого Завета. Помните, когда Бог показал фараону сон об урожайных и голодных годах? Именно тогда Иосиф предложил распределять урожай определенным образом – так, чтобы остался запас на голодное время.

У Джона Максвелла есть шикарная фраза: «Бюджетирование – это когда ты знаешь, куда каждая копейка денется еще до того, как ты ее получил. Распределяешь расходы заранее для того, чтобы потом не удивляться, куда подевались все деньги».

И вопрос не в том, что у кого-то сейчас небольшие или нестабильные доходы. Такими они могут остаться надолго: ведь если человек не способен распределять то, что уже имеет, Бог и не даст ему больше. В Притчах 13:24 написано: «Много хлеба и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка». Представьте бедного, у которого есть свое поле, и на поле много хлеба, а этот человек все равно погибает! Почему? Потому что не имеет порядка и плана. Какой смысл давать такому человеку больше, если беспорядок это все равно уничтожит?

Но, когда ты стараешься распределять деньги заранее, пусть даже имея скромную сумму, Бог, видя твою верность и рассудительность, откроет дополнительные источники финансового благословения. У меня есть много свидетельств от людей, подтверждающих это наблюдение.

Однако тут хочется сделать оговорку. Несмотря на то, что мы строим бюджет, следует быть послушным Духу Святому в том, кому и сколько нам в какой-то момент следует пожертвовать. Поэтому я как человек верующий строю свои планы, четко понимая, что Бог в любую минуту может внести в них Его коррективы.

Например, однажды в церкви было так: я уже отдал определенную сумму на пожертвования, но вдруг услышал в сердце голос Бога: «Отдай еще и то, что лежит у тебя в кармане». А у меня в кармане только одна купюра осталась, крупная купюра. Внутри началась борьба: «Это же много.… Я и так дал все, что мог». И тут же пришла другая мысль: «Стоп! Я имею власть над деньгами, или они – надо мной? Я пожертвую еще и для того, чтобы быть свободным от власти денег!»

Эйзенхауэр произнес гениальную фразу: «Планы – ничто, планирование – все». Если я не планирую, то вообще не знаю, куда двигаюсь. Поэтому мы должны планировать не для того, чтобы в точности все исполнить, а для того, чтобы наметить курс движения. Дела человека, у которого нет планирования, напоминают броуновское движение молекул: беспорядочное и не имеющее четкого курса.

Апостол Иаков пишет: «Теперь послушайте, вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:13-16). И дальше Апостол показывает, как нужно говорить: «Если Господь позволит, сделаем то и это». Иаков не утверждает, что следует перестать планировать вообще, но показывает необходимость учитывать Божью суверенную волю.

– Как относиться к пенсионной реформе, проведенной недавно в нашей стране?

– Вообще, в Библии нет такого понятия, как пенсия. Это означает, что любая пенсионная система не может быть эффективной. Пенсионная система является попыткой заменить Божье постановление человеческой мудростью. Библейская же система пенсий – дети должны содержать родителей. Это заповедь.

Для тех, у кого не было детей, существовал отдельный механизм заботы. Если мы рассмотрим израильскую модель, то увидим, что, когда в их обществе кто-то оставался недееспособным, то все родство вместе должно было решать этот вопрос. Ведь в расширенном понятии семья – это не просто муж и жена, а все родственники, братья сестры. В древнем Израиле никогда не придерживались мнения о том, что детей должно быть мало. Наоборот, их должно было быть много, ведь тогда им легче прокормить постаревших родителей.

А у нас сегодня один ребенок – это уже достаточно. Считается, что детей рожать дорого. Дороже не иметь детей и потом оказаться отданным на произвол пенсионному фонду. Но мы же не привыкли думать о будущем, потому что подобное подразумевает планирование.

Обеспечение в старости – это целый ряд взаимосвязанных вещей, нельзя просто рассматривать какой-то один механизм. Следует рассматривать все в совокупности: институт брака, правильное воспитание детей, механизм устройства общества из семей. Правительство – всего лишь надстройка над верно выстроенным обществом.

– Каким же образом жить в наших реалиях?

– Если мы верим Слову Божьему, то можем начинать изменять мир с себя. Вот мы с женой и решили, что с нашей семьи у последующих поколений начнется совсем другая жизнь. Я не могу изменить вчерашний день. Я не могу изменить весь этот мир. У меня нет такой задачи. Бог ее и не ставил. Но Он спросит меня: «А ты поступал по Моему слову?»

И Бог никогда не мыслит одним поколением. Почему Он называет Себя «Богом Авраама, Исаака и Иакова», «Богом отцов ваших»? Я это так понимаю: за время своей жизни я, может, и не успею изменить всю структуру общества. Но моя задача – заложить в собственных детей достаточно истины, чтобы они выросли и принесли уже в свою семью больше библейской истины. Их семья станет еще ближе к правильному устройству. И, может быть, к 3-4 поколению мы выйдем туда, где нас хочет видеть Бог. А если я сегодня не начну с себя, то и дети мои через время не выйдут на должный уровень.

Мир действительно изменится, когда каждый начнет думать, что лично он может сделать на своем месте.

Беседовали Елена Рыч,

Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!