Как противостоять греху

В Евангелиях и Посланиях Апостолов неоднократно говорится о Кресте Иисуса Христа как о месте нашего искупления и освобождения от греха. Однако для многих истина о Голгофе все еще остается не до конца познанной тайной. Божественная премудрость, сокрытая в слове о Кресте, по словам апостола Павла, является неким юродством не только для неверующих, но часто и для верующих.

Христос распят за нас, мы искуплены – эта евангельская весть принимается, как правило, с большой радостью. Но то, что и мы сами «сораспяты» со Христом, не берется в расчет.

Истина о сораспятии остается для многих закрытой по двум причинам: по неверию и по нежеланию жить так, как учит Писание.

Практическое применение

Итак, что же говорит на эту тему Евангелие? «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).

Безусловно, главным вопросом для нас является практическое применение истины. Как на самом деле распять плоть с ее страстями и похотями? Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего обратить внимание на несколько отрывков из послания к Римлянам:

«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6).

Писание говорит, что по своему природному составу наша душа полностью пронизана греховным компонентом – плотью: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7:14).

Ветхий человек – это наша греховная плотская природа, которую мы унаследовали от прародителей. Для плотской природы грешить и противиться Богу – естественно. Но во время водного крещения как раз и происходит сораспятие со Христом, когда мы как бы умервщляем нашу греховную природу: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:11).

Побеждающая вера

Согласно этим текстам, истина о том, что мы освобождены Христом от притязаний плоти, должна быть, прежде всего, предметом глубокой веры каждого христианина. Опираясь на понимание этого, христианину следует выстраивать свою практическую жизнь.

Писание говорит, что Христос уже распял нашу плоть со всеми ее страстями и похотями. Однако человек может продолжать мучиться от постоянного желания грешить. Тогда он делает вывод, что его греховная плоть на самом деле жива и старается своими силами победить греховную натуру. Но в этой борьбе и самый волевой обречен на поражение. Даже если ему удастся победить один грех, на смену обязательно придет другой. Например, вместо зависимости от курения придет гордость и самоправедность. Греховная натура припишет себе заслугу в том, что избавился от сигарет, а гордость – это уже грех. Чем больше мы отражаем таких атак плоти, тем больше их в нашей жизни становится и, в конечном счете, мы можем падать в бессилии и изнеможении от их продолжительности и постоянства. Это случается потому, что такой способ противостояния осуществляется нашими чисто человеческими силами, исходящими из волевой части душевной сферы.

Рано или поздно в подобной борьбе придет полное разочарование в себе, потому что победить плоть плотью невозможно. Вот здесь и нужна помощь духа, возрожденного от Бога. Именно дух способен поверить такой верой, о которой говорит Послание к Евреям, называющей «несуществующее как существующее». Вера в то, что мы умерли со Христом. Как мертвый человек противостоит оскорблениям и любым провокациям, направленным в его адрес? Он просто на них не реагирует.

«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим.6:12). Грех не имеет права царствовать в нашей жизни, потому что мы верой умерли для него, а не потому что мы сильны с ним бороться. Та часть в человеческом естестве, на которую грех имеет право (плоть), как бы распята на кресте со Христом и теперь мертва. Слово Божье подчеркивает, что мы уже освободились от греха. «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6:22).

Верующие часто живут мечтой о своем освобождении от греха, в то время как юридическая свобода им уже дана Голгофским крестом. В этот факт христианину нужно верить. Такая вера – первый компонент его свободы от рабства плоти и победы над грехом.

Библия говорит: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10). Но, пользуясь тем, что христиане не веруют в эту истину, плоть наша получает силу продолжать жить и позволяет себе проявляться.

Жизнь по духу

Итак, первая составляющая свободы от посягательств плоти на душу – вера в юридический факт нашего сораспятия Христу.

Вторая составляющая свободы во Христе представлена в 8 главе Послания к Римлянам, в 13 стихе: «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Здесь указано, как практически иметь свободу во Христе посредством умерщвления духом плотских дел. Освобождение от проявлений греховной плоти лежит полностью в сфере духа. Теперь возникает второй вопрос – как сделать так, чтобы каждый раз, когда наша плоть пытается проявиться, дух как орудие борьбы с ней выходил и уничтожал ее.

Почему свобода от грубых грехов (сквернословие, курение, пошлость и пр.) к человеку с духовным возрождением приходит сама собой? Потому что сила возрожденного духа настолько могущественно входит в жизнь человека, что грубые вещи удаляются сами по себе. Эта свобода появляется по причине того, что в человеке поселился Кто-то, Кто является достаточно сильным, чтобы прогнать всякое желание грешить.

Одухотворение души человеческой работает по принципу «тьма бежит от света», т.е. как только включается свет, тьма тотчас уходит. Также и здесь: грубые грехи моментально уходят, потому что они наиболее чувствительны к свету Божьему в нас. Но тонкие грехи и плотские привязанности как бы прячутся в закоулках нашей личности и таким образом имеют с ней более потаенную и прочную связь, для освобождения от которой требуется просто больше Божьего света.

Как наш возрожденный дух оказался силен убрать пристрастие к алкоголю, сигаретам, сквернословию и прочим элементарным проявлениям плоти, так же Он способен избавить нас и от остальных более изощренных и тонких ее проявлений.

Питание для духа

Чтобы дух был сильным, его нужно постоянно поддерживать в бодрствующем состоянии, т.е. заботиться о его питании и укреплении. Постоянство в питании духа и жизни в духе – это вопрос поддержания повседневного пребывания во Христе. Таким образом, вопрос нашей свободы сводится к тому, в какой мере душа и вся личность одухотворена и освящена Духом Святым.

Бог не ожидает, что мы будем обладать какими-то сверхзнаниями, применять научные выкладки. Порой малограмотные пожилые люди стоят гораздо выше в своей духовной жизни образованных людей просто потому, что они надлежащим образом питают свой дух всеми необходимыми компонентами духовной пищи – регулярно читают Библию, молятся, посещают собрания церкви, несут служение, свидетельствуют людям об Иисусе Христе. Первые христиане даже Библий не имели, чтобы знать все нюансы христианской психологии, однако их духовная жизнь была на достаточно высоком уровне благодаря постоянному питанию духа.

Духовная жизнь и противостояние греху – это вообще не столько вопрос знаний, сколько вопрос практической повседневной жизни с Господом, которая и делает дух сильным.

Светлана Писарева

�но он может сделать на своем месте.

Беседовали Елена Рыч,

Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!