​Когда дети – реальные помощники

Наверное, многим родителям знакома ситуация противостояния со своим детьми, которые ничего не хотят делать по дому. Сегодня дети и подростки легко овладевают сложнейшими компьютерными играми, но не в состоянии почистить картошку или убрать в комнате. Любая работа представляется им каторгой и незаслуженным наказанием.

Как же воспитать в современных детях трудолюбие? Своим опытом с читателями газеты делится Тамара Тимошевская – педагог с тридцатилетним стажем и мать двоих детей.

Библия о лени и трудолюбии

«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод». (Прит. 19:15)

«Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего». (Прит. 26:14-15)

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?» (Прит. 6:6)

«Вырастить трудолюбивого и ответственного ребенка, который получает радость от работы, можно, – уверена Тамара. – Важно только не пропустить момент, когда маленький ребенок сам начинает интересоваться домашней работой».

Условие первое
– как можно раньше

«В моей семье работа была естественным состоянием для всех, – начинает рассказывать о себе Тамара. – Отпуск или каникулы от нее не освобождали. Папа и мама никогда не сидели без дела, почему же мы, дети, должны быть от него свободны? Мы являлись членами одной семьи, значит и обязанности делились на всех.

Беспокойство некоторых родителей относительно того, что, требуя от детей выполнения определенных обязанностей, они лишают их детства, никогда не посещало наших родителей. Если бы кто-нибудь поделился с ними этой идеей, я думаю, они от души посмеялись бы».

Условие второе – доверие

Как рассказывает о себе Тамара, ее саму мама легко и естественно приучала к труду лет с четырех. Тамара была старшей в многодетной семье, в которой родители много времени проводили на работе, а также вели собственное хозяйство.

«На нас, детей, смотрели не как на объект забот, а как на реальных помощников, – утверждает Тамара. – Сейчас родители больше озабочены тем, как развлечь собственное чадо, чем тем, как вырастить из него ответственного взрослого. Полвека назад на ребенка смотрели иначе. Например, когда мы семьей строили дом, нас с братом поставили передавать кирпичи по цепочке наравне со взрослыми. Нас, малышей, вдохновило доверие родителей, ведь на тот момент брату было четыре, а мне шесть лет. Мы ощутили собственную значимость, а также свою причастность к большому серьезному делу».

Именно доверие, по словам Тамары, вселяет в ребенка уверенность и помогает формироваться ответственности. Она вспоминает, как мама ей, семилетней, поручала лепить пирожки для всей семьи, а в десять лет уже разрешала варить борщ на обед для папы и братьев. Все поручения родителей не носили какой-то условный игровой характер, дети понимали, что их посильный вклад действительно ценен и нужен.

Условие третье – похвала

«Когда мне исполнилось четыре года, мама научила мыть полы, – продолжает делиться опытом Тамара. – Однажды я старательно исполнила поручение мамы и вымыла пол под кроватью. Как только я закончила, мама позвала папу и сказала: «Полюбуйся, какая у тебя дочь умница!» Папа внимательно оглядел чистый пол и громко, от всей души, похвалил: «Какая Тома молодец!» Он обнял меня и погладил по голове.

В тот момент я готова была взлететь от радости и гордости. У меня будто крылья выросли за спиной. Я поняла, что могу радовать других своим трудом. Эта мысль вдохновила меня на многие годы и дала толчок к старанию в любой работе».

Условие четвертое – помнить о цели

Трудолюбие сформировало характер Тамары и очень помогло во взрослой жизни. Родители научили ее всему, что умели делать сами: и дом содержать в чистоте, и за огородом следить, и живность выращивать.

Свою лепту внесли и бабушки с дедушкой. Дед привил девочке навыки строительства, а бабушка помогла освоить вязание и шитье. В результате Тамара смогла выстоять во всех жизненных невзгодах и вырастить двоих детей, оставшись вдовой. Кстати, две ее дочери также делают любую работу с радостью.

Условие пятое – сначала научить, а потом спрашивать

Самая распространенная ошибка родителей, по словам Тамары, – критиковать за плохо выполненную работу. Если взрослый не постарался научить ребенка, терпеливо объясняя и показывая несколько раз, то и ругать ребенка не за что. Чаще всего дети на самом деле стремятся получить хороший результат и порадовать родителей, просто у них не всегда получается.

Условие шестое – творческий подход и терпение

«Как я уже говорила, важно не упустить момент в развитии ребенка, когда тот проявляет искренний интерес к домашней работе и стремится помочь взрослым, – наставляет Тамара Тимошевская. – Если в это время поддержать малыша, похвалить, доверить ему настоящую работу, то успех обеспечен. Своим девочкам я могла дать прополоскать посуду после мытья уже года в полтора-два. Я надевала им красивые фартуки, закатывала рукава и с очень позитивным настроем показывала, как нужно делать. Дочери с радостью повторяли. При этом я не боялась, что они разобьют тарелку или плохо помоют. Если надо было, я перемывала за детьми посуду, но только не у них на глазах. И никогда не ругала за разбитую чашку или плохо выполненное дело! Если ребенок старался, но у него не получилось, его нужно только утешить и вселить надежду на возможный успех.

Современные мамы, как правило, не хотят тратить время на обучение, им проще все сделать быстро самим. Но, поверьте, результат стоит затраченных усилий!

Года в два-три девочки уже вместе со мной готовили. Я поручала им разбить яйцо в тесто, отмерить стакан муки, ну и, конечно, первыми попробовать выпечку. Я даже не боялась давать им нож. Сначала вкладывала детскую ручонку в свою и таким образом резала овощи, а потом они это делали сами.

Затем, по мере взросления, поручения усложнялись. Однако главное условие – позитивный настрой и творческий подход – оставались. Когда я шла в огород, то дочери всегда шли со мной. Я купила специально для них маленькие грабельки, лопатки и тяпки. Работать детскими инструментами было гораздо интереснее и удобнее.

Также у девочек была игрушечная кухонная посуда, в которой мы готовили настоящие салаты для кукол. Для этих же кукол вместе шили платья и вязали шарфы. Я старалась сделать так, чтобы любая работа доставляла детям удовольствие, а результат приносил радость.

Условие седьмое – работа по силам и контроль

Конечно, давая поручения детям, я всегда учитывала возраст и способности. Важно замечать, когда ребенок устает, когда хочет спать или голоден. И обязательно контролировать малышей, чтобы они соблюдали технику безопасности.

Например, что может делать трехлетка? Малыш может самостоятельно собирать игрушки в ящик, расставлять книжки на полочки, чистить зубы, причесываться и, конечно же, самостоятельно одеваться. В четыре года ребенок должен самостоятельно заправлять постель и складывать аккуратно одежду. Пять-шесть лет – мыть свою обувь, готовить себе бутерброд, делать уборку.

Чем старше ребенок, тем больше навыков у него появляется, тем сложнее становятся поручения взрослых.

Подводя итог, хочу сказать, что родители несут полную ответственность за воспитание трудолюбия у своих чад. Мамам и папам дана возможность развить заложенное Богом стремление помогать, быть полезными и нужными другим людям. Если вовремя поддержать малыша в развитии этих качеств, то потом любая работа для него будет в радость.

Советы родителям

.Благодарите!

Никогда не забывайте благодарить и хвалить ребенка за сделанное.

.Радуйтесь вместе с ними!

Вырабатывайте в детях позитивное отношение к труду. Радуйтесь вместе с ними результатам, особенно когда малыши долго и упорно работали.

.Не наказывайте работой!

Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью станут испорченные отношения с «надсмотрщиком».

.Будьте примером

У ленивых родителей не бывает трудолюбивых детей. Будьте для детей примером человека, любящего трудиться.

.Вдохновляйте

Читайте вместе с детьми Притчи Соломона, в которых много говорится о лени и трудолюбии. Подчеркивайте, что лень, согласно Библии, есть глупость, а трудолюбие – мудрость.

Подготовила Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!