​Каков он, настоящий учитель?

«Труд учителя – это служение детям», – считает Тимошевская Тамара, педагог с двадцатилетним стажем. О современной школе, о качествах хорошего учителя и о христианских ценностях в работе педагога наш разговор.

– В последней редакции «Закона об образовании РФ» написано, что учитель в школе уже не воспитывает ребенка, а просто предоставляет образовательные услуги. Как такое изменение статуса педагога могло повлиять на современных школьников?

– Я считаю, что «предоставлять образовательные услуги» и быть настоящим учителем с большой буквы это разные вещи. К сожалению, именно таких педагогов, имеющих призвание работать с детьми, сейчас становится все меньше. А когда Законом разрешено только «предоставлять услуги», не отвечая при этом за души учеников, то дальнейшая судьба нашего образования вызывает тревогу.

Ведь кому, как не преподавателю в школе, влиять на детей? Ребята проводят по шесть часов в стенах учебного заведения, и, возможно, даже родители видят своих чад меньше, чем учителя. У преподавателей в школе много ресурсов для нравственного формирования детей. Например, есть обязательные классные часы, во время которых можно и нужно воспитывать характер учеников, вкладывать в них вечные ценности. Есть возможность строить с детьми более близкие взаимоотношения через совместные поездки и экскурсии, праздники. Если использовать весь арсенал средств правильно, то влияние на учащихся будет колоссальным. Но когда учитель просто «отрабатывает часы» в школе, не вкладывая в профессию душу, то тогда он и «предоставляет образовательные услуги» как написано в Законе.

Я знаю одного человека, который никогда не работал в школе, но, однако, обладал ярким даром учительства. Он увлекался яхтами, сам их мастерил и учил мальчишек управлять парусом. А началось его служение детям с того, что он проявил обычное человеческое участие в жизни совершенно незнакомых детей. Однажды мимо лодочной станции, где он работал, проходила ватага шумных подростков. По всему было видно, что это те дети, чьим воспитанием родители не занимаются. Мальчишки явно «искали приключений» и давно уже не считались с мнением взрослых. Однако этому мужчине удалось привлечь внимание ребят. «А слабо на турнике подтянуться десять раз?» – спросил он их. Увидев их смущение, мужчина пригласил их к себе на лодочную станцию, пообещав научить не только подтягиваться на турнике, но и делать лодки, и ходить под парусом. И мальчишки потянулись к этому любителю яхт, впервые увидев, что ими кто-то искренне интересуется. Каждый день теперь после школы они спешили на лодочную станцию, где вместе мастерили лодки и осваивали яхты. Мальчишки чувствовали себя нужными и важными, потому что к ним отнеслись с уважением, доверили дорогие инструменты и настоящее взрослое дело. Вскоре они привели туда своих друзей, и лодочная станция превратилась в большой и всем известный в Краснодаре яхт-клуб. Конечно, ребята там научились и подтягиваться, и ходить под парусом, но самое главное, эти дети выросли порядочными людьми, зрелыми личностями, способными приносить пользу обществу.

Вот так один человек, наделенный педагогическим даром и неравнодушный к чужим детям, сумел повлиять на десятки трудных подростков. Он просто взял ответственность за души ребят и сделал то, что мог. И таких примеров, я думаю, не мало.

– Какими качествами должен обладать хороший педагог?

– Я считаю, что учитель должен иметь призвание от Бога. Это когда Сам Бог дает человеку любовь к детям, умение видеть в них потенциал, желание делиться с учениками знаниями и прививать любовь к учебе. Если педагог не будет любить детей, они это сразу почувствуют. Ученики замечают все: искренность учителя, его заботливость или безразличие, манеру держаться, опрятность, культуру речи, знание предмета, умение понимать юмор и находчивость, чванливость и скромность. Они простят многое: вспышку гнева, забывчивость, человеческую слабость, но никогда не забудут злобы, мстительности, несправедливости, унижения их достоинства, безразличия, невежества и лицемерия. Именно эти качества совершенно противопоказаны и несовместимы с понятием « хороший учитель». Как бы он не знал материал, как бы искусно ни объяснял, если педагог лишен сердца, терпения, любви к детям, настоящим, хорошим учителем он не станет.

Как сказал писатель Лев Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

– Любовь к людям – это основная заповедь Христа. Является ли христианское мировоззрение преимуществом для педагога?

– Безусловно. Говорю это как верующий педагог с большим стажем. Бог изменяет сердце человека, делает его добрым, отзывчивым и терпеливым. У педагога-христианина есть возможность молиться о себе, прося любви и силы для работы с детьми, а также молиться о самих детях, желая помочь им в трудных ситуациях. И совсем не обязательно проповедовать Евангелие в школе, достаточно просто проявлять Божью любовь и мудрость на практике.

Верующий педагог понимает свою работу в школе как служение детям, а это уже совершенно другой уровень отношений с учениками. Такой учитель в какой-то мере берет на себя ответственность за их души и за их дальнейшую жизнь.

Подготовила Татьяна Арчибасова

Учителя-герои

Самым знаменитым учителем-героем является Януш Корчак. Польский учитель, писатель, врач, во время Второй Мировой войны он боролся за жизни еврейских детей, которых фашисты считали отбросами, подлежащими уничтожению. 62-летний педагог добровольно отправился в Варшавское гетто, чтобы быть рядом со своими воспитанниками. В условиях ужаса и отчаяния Корчак продолжал воспитывать, лечить и радовать детей, даже ставил спектакли.

В 1942 году дети из приюта Корчака были депортированы в “лагерь смерти” Треблинка. Перед отправкой поезда произошел случай, о котором спустя время узнал весь мир: выдающемуся педагогу Янушу Корчаку гитлеровцы даровали жизнь. И он отказался, не оставив воспитанников в это страшное время. Корчак умер в газовой камере Треблинка.

Поступок польского учителя вдохновил на подвиг нашу современницу Татьяну Дарсалия – 37-летнюю учительницу английского из гимназии №17 г. Кемерово. Рассказывая в школе о том, как Корчак до последней минуты оставался с детьми, она подчеркивала: «Вот в чем смысл педагогической работы: «Сгорая самому, давать жизнь другому». Говоря так, Татьяна не знала, что ее слова однажды окажутся пророческим.

25 марта 2018 года Татьяна Дарсалия оказалась в кинозале торгового зала “Зимняя вишня” вместе со 14-летней дочерью. Когда начался пожар, и из-за паники образовалось столпотворение, она решила не покидать горящее здание и осталась с детьми. Эта отважная женщина успокаивала ребятишек и помогала им продвигаться к выходу. В результате она спасла десятки детей, сама же не смогла выбраться из-за смертельного отравления угарным газом.

По словам заместителя директора гимназии №17 Тамары Петраковой, в школе организован мемориал, к которому дети и учителя приносят цветы в память о мужественной учительнице английского языка. Несмотря на то, что Татьяна проработала в школе всего три года, она была одной из самых любимых учительниц у всех учеников.

Также героически повели себя учителя школы №1 в Беслане, где 1 сентября 2004 года, в День знаний, группа террористов захватила всех, кто присутствовал на праздничной линейке. Как и в случае Януша Корчака, нечеловеческой жестокости банды захватчиков противостояли милосердие и героизм взрослых, в том числе учителей.

Лидии Цалиевой, директору школы, на тот момент было уже 70 лет, и только ей удавалось успокоить плачущих детей, в противном случае террористы стреляли для водворения тишины. Даже после получения тяжелого ранения она направляла испуганных детей к выходу, давая им тем самым шанс на спасение.

Учитель физкультуры Янис Константинович Каниди все три страшных дня плена стоял, уступая место на полу детям. Бандиты предложили ему свободу как самому старому заложнику — учителю было уже 74 года. Он отказался. Когда террористы направляли на детей оружие, Иван Константинович заслонял их собой. Учитель был убит при попытке обезвредить бандитов, решивших расстрелять заложников.

За защиту детей от пуль в первые же минуты захвата был расстрелян “трудовик” Александр Михайлович Михайлов. Погибла и Алена Дзуцева, ей было всего 28 лет. Страшные три дня она провела на подоконнике. Во время штурма ее взрывной волной вынесло из помещения, но она вернулась к ученикам, отказавшись бежать без детей. Учительница помогла ученикам покинуть здание, но ей самой спастись не удалось. Ее ровесница Наталья Руденок, преподаватель рисования, в условиях нечеловеческого кошмара успокаивала детей. Как и еще 12 педагогов, она погибла в результате теракта.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!