Страстной принято называть неделю до праздника Пасхи. Почему Страстная? Потому что именно на этой неделе Иисус Христос прошел все Свои страдания: Гефсиманию, арест, бичевание и крестные муки.
Однако пасхальные события начались неделей раньше, когда Христос въехал в Иерусалим и народ встречал Его как Царя. Но буквально за считаные дни все резко изменилось.
Давайте окунемся в те времена и через чтение Евангелия по ссылкам, данным в тексте, узнаем больше о пасхальных событиях.
Воскресенье
накануне Пасхи
За неделю до распятия Иисус въехал в Иерусалим. Весь народ радостно встречал Христа, устилая путь Его одеждами и пальмовыми ветвями. Тем самым люди чествовали Иисуса Христа как царя.
Народ был обременен непомерными налогами римских завоевателей, изнурен тяжелым трудом и поэтому ожидал прихода царя-освободителя. Люди надеялись, что Иисус и есть тот царь, который поможет им избавиться от гнета римлян. Кроме того, народ чествовал Христа еще и потому, что Тот воскресил Лазаря. Иисус же знал: у Него более важная миссия. Через неделю Христос пойдет на крест умирать за грехи людей.
Сегодня день въезда Господа в Иерусалим празднуют как Вербное воскресенье. Но сама по себе верба не имеет никакого отношения к этому празднику.
Иисусу предстояло произнести последнюю проповедь в храме перед распятием. В храме оживление. Евреи готовятся к наступающему празднику Пасхи. Идет бойкая торговля атрибутами пасхального праздника. Увидев, что дом Бога люди превратили в место для получения наживы, Иисус возгорелся ревностью о храме и выгнал оттуда всех продающих, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется».
Иисус приготовил храм к проповеди, которую произнес на следующий день. Тогда же ко Христу пришли слепые и хромые, и Он исцелил их.
См.: Мф. 21:1–17,
Мк. 11:1–13,
Лк. 19:29–48.
Понедельник-вторник
Иисус учит в храме. Говорит притчами, рассказывает пророчества о будущем. Господь ведет особый разговор с законниками, книжниками, фарисеями и откровенно заявляет, что они заслуживают наказания.
См.: Мф. 21:18–26:5,
Мк. 11:20–14:2,
Лк. 20:1– 22:2.
Среда
Иисус отдыхает в Вифании. Сюда приходят Мария, сестра воскресшего Лазаря, с сосудом драгоценного благовония, мирром, и возливает благовоние на голову Иисуса. Ученики ропщут, поскольку считают, что лучше продать это мирро и деньги раздать нищим. Иисус же говорит: «Она этим приготовила Меня к погребению».
Дело в том, что по еврейскому обычаю мертвого обвивали пеленами и обмазывали ароматными маслами. После распятия Иисус был снят с креста и положен во гроб. Когда же пришли женщины, чтобы помазать Христа ароматами, то увидели, что в гробу никого нет. Иисус воскрес! Ароматы не понадобились. Единственными погребальными ароматами оказалось то мирро, которое вылила Мария на голову Христа в Вифании.
В среду Иуда Искариот вступил в сговор со священниками, чтобы выдать Иисуса, и получил за это тридцать сребренников.
См.: Мф. 26:6–16,
Мк. 14:3–11,
Лк. 22:3–6, Ин.12:1–8.
Четверг
Тайная вечеря. Иисус собрал Своих учеников в горнице, в которой был приготовлен пасхальный агнец. По традиции полагалось, чтобы раб омыл ноги гостей. Иисус встает, снимает верхнюю одежду, опоясывается полотенцем и начинает омывать, а затем отирать ноги ученикам. Бог служил ученикам как раб.
Иисус омыл ноги и предателю Иуде. Иуда еще имел возможность раскаяться, но не воспользовался своим шансом. Приняв кусок хлеба из рук Христа, предатель вышел из горницы. После этого Иисус стал откровенно говорить ученикам о том, какие страдания Ему предстоит пройти. Здесь же Иисус заключил с учениками новый Завет, сказав: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга».
См.: Ин. 13–17гл.,
Мф. 26:12–16,
Мк. 14:12–26,
Лк. 22:7–39.
Пятница
По окончании вечери Иисус взял троих учеников и пошел в Гефсиманский сад. Христос знал, какая страшная смерть ожидает Его, поэтому душа Его страдала. Иисус переносил тяжелейшую внутреннюю борьбу, пот на Его лице смешался с кровью. Христос трижды умолял Отца пронести чашу страданий мимо, но каждый раз оканчивал Свою молитву принятием воли Отца. Иисус просил учеников поддержать Его в молитве, но те уснули.
Бог же послал ангела с неба, который укрепил Христа. Иисус позволил совершиться предательству: появился народ во главе с Иудой. Иуда поцеловал Иисуса Христа, подав тем самым знак первосвященникам о том, кого нужно схватить. Иисуса схватили и отвели к Пилату на суд.
Распяли Господа около 9 часов утра. В 12 часов дня настала тьма по всей земле, и продолжалась она до 15 часов. В 15 часов Иисус, возгласив громко: «Отец, зачем Ты оставил Меня?» – испустил дух. В течение шести часов продолжались смертные муки Иисуса на кресте.
См.: Мф. 26:30–27:61,
Мк. 14:27–15:47,
Лк. 22:39–23:56,
Ин. 18-19 гл.
Суббота
Иисус во гробе. Первосвященники и фарисеи идут к Пилату и требуют, чтобы власти поставили стражу у гроба и приложили печать к камню. За 750 лет до совершения этих событий пророк Исайя описывает их.
См.: Лк. 23:56,
Мф. 27:62–66,
Ис. 52:14–16, 53:1–12.
Воскресение
Воскресение Иисуса Христа. «После субботы, на заре первого дня недели, Мария Магдалина и другая Мария пошли смотреть могилу. Вдруг произошло сильное землетрясение и с неба спустился ангел Господа. Он подошел к могиле, отвалил камень и сел на него. Ангел был подобен молнии, а одежда его была белой, как снег.
Стражники, увидев ангела, задрожали от страха и упали на землю, как мертвые. Ангел сказал женщинам:
– Не бойтесь, я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Его здесь нет, Он воскрес, как Он вам и говорил. Подойдите и посмотрите на место, где Он лежал, а потом идите скорее к Его ученикам и скажите им: «Он воскрес из мертвых и пошел в Галилею, там вы Его и увидите, слушайте, что я вам говорю.
Женщины ушли от могилы испуганные, но и в то же время радостные. Они побежали, чтобы поскорее рассказать обо всем ученикам Иисуса» (Мф. 28:2–8 Совр. перевод).
См: Мф. 28:1–29,
Мк. 16:1–20,
Лк. 24:1–53,
Ин. 20:1–25,
1Кор. 28:1–29.
Пасха – это праздник, посвященный величайшему событию в Божьем плане спасения всего человечества – воскресению Иисуса Христа.
Иисус Христос, Сын Божий, дарует всем ищущим Его спасение, прощение, делает возможным присутствие Бога в нашей повседневной жизни и дает силу и власть побеждать грех.
Подготовила А. И. Попова