​Молитва и медитация: в чем отличия?

В нынешнее время слово «медитация» слышно все чаще. Открывая соцсети, видим, что для многих людей это уже образ жизни, а не просто популярный термин. Более того, медитацию стали отождествлять с молитвой. Но данные понятия имеют мало общего.

Они — совершенно разные духовные практики. Молитва — это обращение, в котором непременно предполагается Тот, к Кому человек обращается: Бог. Даже если мы не слышим ответа на наше обращение, мы все равно рассчитываем на то, что нас слушают. Молитва — плод личных отношений между человеком и Богом. Кто не верит в Бога как в Личность — не может и молиться.

Медитация не обращена ни к кому конкретно. Медитируя, человек произносит слова или звуки, но только для того, чтобы определенным образом настроить самого себя, свое сознание. О многом говорит уже связь этого слова с латинским meditatio — «размышление». А индийский учитель йоги (в которой медитация играет особенно важную роль) Патанджали и вовсе называет медитацию «прекращением деятельности сознания». Словом, ничто не мешает заниматься медитацией даже абсолютно неверующему человеку.

В медитации стремятся с помощью определенных приемов (фокусировки внимания, повторения слов, дыхательных упражнений) так изменить свое сознание, чтобы получить некий полезный с точки зрения медитирующего результат. Атеисты и агностики, например, могут стремиться к обретению спокойствия, ясности и собранности ума.

Христианская же молитва рождается из любви человека к Богу, из поиска общения с Тем, Кого любишь. Верующие в молитве ищут откровений от Бога. Можно просить у Господа помощи и поддержки, можно благодарить Его или прославлять — в любом случае человек свободно предает себя Богу, не настаивая на своем, а повторяя вслед за Христом: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Технические приемы, помогающие «уговорить» или тем более «принудить» Бога исполнить просимое, в молитве не просто неуместны, а противоречат самой ее сути.

Христианскую молитву дополнять нечем и незачем: общение с Богом для верующего человека — самая главная ценность. Христианин понимает, что стать лучше или получить то, в чем он нуждается, можно только с Божьей помощью. И в молитве смиренно просит Господа о такой помощи.

Медитация же — даже если медитирующий верит в Бога — содержит в себе элемент принуждения: приводя себя в определенное психоэмоциональное состояние, человек как бы настаивает на том, чтобы с ним «вышли на связь», чтобы к его просьбам прислушались. Можно сказать, что он отправляется в духовный мир, не спрашивая, готовы ли с ним там общаться. Кроме того, такие «путешествия» чреваты развитием гордыни: достигший успехов в медитации может возомнить себя вполне самодостаточным, чуть ли не всемогущим.

Большой вопрос — с Богом ли желает пообщаться человек, занимающийся медитацией? Ведь духовный мир разнообразен, и вовсе не со всеми его обитателями можно безопасно «связываться». А мистически настроенный медитирующий зачастую и сам толком не знает, кого повстречает в своем «духовном путешествии». Он призывает силы, о которых не имеет ни малейшего представления. И всегда сталкивается со злыми силами. Просто потому, что с Богом невозможно общаться на таких «условиях».

Задумайтесь над этим, прежде чем заняться медитацией.

Bog.news

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!