​Царство Небесное или земное?

Ветхий Завет – обетования для земной жизни

В период Ветхого Завета в иудаизме представление о потустороннем мире было довольно скудным.

Взгляды на бессмертие души, на вечность, рай и ад у древних крайне отличались от взглядов людей эпохи Нового завета. Разумеется, идея вечной жизни после смерти всегда была в замысле Боге, но только Христос раскрыл ее в полном объеме.

«Эту вечную жизнь еще до сотворения мира обещал Бог, Который никогда не лжет. И когда подошло назначенное время, Он явил Свое слово через проповедь» (Тит. 1:2,3, NRT).

Ветхозаветный человек практически ничего не знал о блаженствах рая, о муках в аду, поскольку такие понятия просто не имели места в текстах Ветхого Завета. В Торе Моисеевой слово «рай» употребляется только в отношении Эдемского сада – и все!

Новозаветный же христианин слово «рай» понимает по-иному. Для него это – пакибытие, новая форма бытия, век грядущий, в который мы попадаем через воскресение из мертвых. То есть переселение на Небеса.

Представители различных ветвей иудаизма по-разному понимали ряд аспектов. Например, саддукеи не верили ни в воскресение мертвых, ни в ангелов, ни в духов. А вот фарисеи верили в загробную жизнь. И все равно для большинства людей того времени эти вопросы были покрыты тайной. Потому все мысли, стремления и мечты ветхозаветного человека оказывались связаны лишь с жизнью земной. Даже обетования благословений и угроза проклятий в период Ветхого Завета на 99% были связаны с материальной жизнью.

Обетования

Позвольте представить перечень некоторых ветхозаветных обетований. Их Господь обещал исполнить в ответ на соблюдение Его заповедей.

«Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор. 28:3-5) – обетование избытка материальных благ.

«В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло. Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча» (Иов 5:19-20) – обетование защиты и охраны.

«Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу» (Втор. 28:13) – обетование ключевых позиций в обществе.

Нельзя не вспомнить всем известный Псалом 90: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, язвы, заразы. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится (Пс. 90:7) – обетования защиты.

«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). «Долготою дней насыщу его» (Пс. 90:16) – обетование долголетия на земле.

«Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным» (Исх. 23:26) – обетование наследия.

Таких текстов очень много, но среди них нет обетований относительно жизни после смерти, только относительно жизни на земле.

Проклятия

То же самое касалось и наказаний. Люди в те времена особо боялись проклятий, потому что последствия их сказывались на них при жизни.

Проклят ты в городе (Втор. 28:16).

Проклят плод чрева твоего (Втор. 28:18).

С женой обручишься, другой с ней спать будет (Втор. 28:30).

Дом построишь, другой будет жить в нем (Втор. 28:30) и т.д.

Ни о какой угрозе наказания после смерти человека речи не шло.

Представления
о потустороннем
в период Ветхого Завета

Потусторонний мир для ветхозаветных людей был закрыт, то есть они не рассматривали небо как место своего обитания после смерти. Да, в Ветхом Завете описаны два случая тем или иным образом связанных с перемещением людей на небо. Первый – когда явилась огненная колесница и забрала пророка Илию в физическом теле, «и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Свидетелем тому был его преемник Елисей.

Второй случай – Енох, который ходил с Богом, «и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24) Это вся доступная нам информация.

Даже случаи воскресения людей, описанные в Ветхом Завете (через служение пророков Илии и Елисея) имели другой исход. Люди воскресали, но они возвращались в свои тела, в свой прежний возраст и снова были подвержены дальнейшему взрослению, старению и умиранию. Понятия нового тела и жизни после воскресения, о котором много повествует Новый Завет (см. Фил. 3:21), не существовало.

Другим было и понимание ада. В иудаизме «шеол» – место обитания умерших независимо от их образа жизни. Ад являлся царством мертвых, а не местом мучений.

Как древние размышляли об аде? Иов спрашивает: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов 14:14). И в Библии этот вопрос остается без ответа.

«Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому» (Еккл. 9:2).

В книге псалмов присутствуют те же мысли: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6). «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29:10). «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Так мыслили люди, жившие в период Ветхого Завета. Лишь отдельные цари, патриархи и пророки, которые имели особый доступ в присутствие Божье, верили, что за гранью земной жизни должно быть продолжение.

И только Христос в притче о богаче и Лазаре практически впервые открывает занавес, представляя ад как место мучений. Для иудеев то был новый взгляд на потусторонний мир. Оказывается, туда переселяются души после смерти, и там есть два места для их пребывания – вечные обители и вечные мучения. И между ними «утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти не могут» (Лук. 16:26).

Обетованная земля или град Божий?

Интересно, что некоторые праотцы Израиля на каком-то уровне понимали то, о чем мы говорим.

«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел (должен был – ред.) получить в наследие» (Евр. 11:8).

Бог дал Аврааму обетование о земле и даже обозначил географию его будущих владений: «Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18). Авраам поверил Богу и «верою обитал …на земле обетованной, как на чужой и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования» (Евр. 11:9).

На тот момент вся эта территория была действительно чужой. Ею владели другие люди. Но Бог сказал Аврааму, что его потомки «в четвертом роде возвратятся сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16).

Далее автор послания делает неожиданное и довольно смелое заявление. Он говорит, что, вопреки таким великим обетованиям, Авраам «ожидал города, стоящего на прочных основаниях, архитектор и строитель которого Сам Бог» (Евр. 11:10 NRT).

Более того, автор перечисляет целую плеяду героев веры в истории Израиля, которые позже жили на обетованной территории, но при этом «говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13-14).

Это наводит на мысль что «те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества» (Евр. 11:14) (в других переводах «ищут истинную родину»).

Хочется спросить Давида, Варака, Самсона, Гедеона, Самуила и других, что их не устраивало в дарованной Богом земле, почему они продолжали поиски своей родины? Может быть, некоторым из них тяжело давалась адаптация к новым условиям и они ностальгировали по своей биологической родине? Но автор послания опровергает такую теорию: «И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться» (Евр. 11:15).

А дальше прямым текстом заявляет: «они стремились к лучшему, то есть к небесному. Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:15,16). «Ибо не имеем здесь постоянного града (в других переводах: «на земле у нас нет родины»), но ищем будущего (Евр. 13:13-14).

«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, (речь о теле) разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1,2,4,5).

Мы веруем

Христос никогда не видел Себя правителем мира. Напротив, Он утверждал, что Царство Его не от мира сего. Помните, что Он сказал Пилату? «Если бы от мира сего Царство Мое было, то Мои служители подвизались бы [за Меня]» (Ин. 18:36).

Мы веруем в триумфальное восхищение Церкви из среды мира, когда Христос «во второй раз явится… для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28). Когда «отделит злых из среды добрых», как овец от козлов (Мф. 25:32), когда одни пойдут в муку, а другие – в жизнь вечную (Мф. 25:46).

Конечная миссия церкви не в том, чтобы изменить мир, но в том, чтобы спасти людей от мира, который обречен.

«Тогдашний (первый) мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля …сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:5-7).

Именно так прекратит свое существование наша цивилизация. А земная история Церкви закончится восхищением праведных из среды грешных.

Александр Шевченко,
пастор церкви «Дом хлеба»

По материалам курса «Теория противопоставления» 4spirit.org 

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!