​«Казанский стрелок» вскрыл серьезные проблемы в воспитании детей

Недавняя трагедия в казанской школе стала заметным событием в жизни российского общества. В интернете и СМИ бурно обсуждалось случившееся, пытались понять причины, выражали сочувствие родственникам погибших.

Люди стали примерять произошедшее к себе, к своей семье, к своим детям. И задаваться вопросом: а почему все это случилось? И можно ли было предотвратить трагедию?

Прокомментировать случившееся мы попросили клинического психолога Татьяну Хамидуллину и пастора церкви «Вифания» Алексея Ярового.

Татьяна Хамидуллина, психолог

– Вся информация, которая имеется по этому инциденту, взята из открытых источников. Достоверность их мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Значит, придётся опираться на косвенные признаки.

Итак, молодому человеку 19 лет. Что это значит?

А это значит, что с точки зрения физиологии это ещё не взрослый человек. Он похож на взрослого, он даже может говорить очень умными фразами, иметь своё мнение, даже совершать героические поступки и рождать детей. Но только единицы в этом возрасте могут полностью отдавать отчёт своим поступкам и, тем более, разбираться с мыслями, которые приходят им в голову.

Период 10-19 лет принято считать наиболее трудным в жизни человека, с точки зрения адаптационных механизмов. Потому что это период активного роста, когда происходят серьёзнейшие перестройки: гормональные, структурные, как во всём организме, так и в головном мозге, в частности. Этот возраст назвали подростковым, то есть, человек ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. В это время происходит колоссальная реконструкция организма, на которую нервная система адекватно отреагировать не успевает.

Именно в этот период зачастую поступают первые звоночки о некоем неблагополучии в организме со стороны органов и систем, нервной и психической деятельности, выявляются какие-то скрытые, ранее незаметно протекавшие, патологические процессы. Неравномерность созревания определённых структур мозга приводит к несовершенству контроля над импульсами и эмоциональными побуждениями, рассеянному вниманию, гиперактивному поведению, неправильному суждению и неправильной интерпретации событий и эмоций окружающих, близких значимых людей, себя и построение поведения на основе этой ошибочной информации. Мы сейчас говорим о биологическом факторе. А мы знаем, что человек – как биологическое, так и социальное существо. И зачастую именно совокупность всех факторов определяет исход любых событий для конкретно взятой личности.

Ильназ Галявиев – тихий, спокойный, хороший мальчик. Это удобно. Только вот друзей у него нет, и он почти ни с кем не общается. С точки зрения психологии развития, в этом возрасте ведущий вид деятельности – учёба, а ведущая психическая функция - общение с себе подобными. Поэтому замкнутость Ильяза – это тревожный признак, и он должен был насторожить взрослых.

Кроме того, Ильназ в течение двух лет жаловался на сильные головные боли, стоял на учёте у невролога в поликлинике с диагнозом энцефалопатия. Т.е. почва для каких-либо поведенческих отклонений уже была. А ещё, если учитывать, что подростковый период является одним из самых неблагоприятных факторов, т.к. в это время всё перестраивается в организме и на это требуется колоссальный ресурс, то предсказать какой-либо взрыв в поведении несложно.

Мы все видели кадры допроса Ильназа, где тот кричал, что у него нет матери и он ненавидит отца. Известно также, что родители из-за проявлений агрессии сына переехали в другую квартиру. Фактически, взрослые, не справившись с ситуацией, оставили Ильяза один на один со своей бедой.

К сожалению, родители не всегда могут разобраться в истинных мотивах поведения ребенка. И это неудивительно, ведь подростки отчаянно хотят помощи и также отчаянно её отвергают.

Итак, юноша не совладал с собой под тяжелейшим гнётом своего искажённого восприятия, в полном одиночестве, а также под воздействием компьютерных «стрелялок».

Я сама – мама двоих сыновей и уже троих внуков. А ещё я очень люблю Христа и считаю, что полноценной жизни без Него нет, как и жизни вообще, в метафизическом её понимании.

В моей жизни тоже был очень тяжёлый период с одним из моих мальчиков, который длился несколько лет. В подростковом возрасте сын получил черепно-мозговую травму, и на этой почве у него расстроилось здоровье не только физическое, но и психическое.

Что я предприняла как мать? В первую очередь, горячо молилась Богу. Потом старалась донести до моего запутавшегося ребенка Божью истину. Я делала это настойчиво, днем и ночью, со слезами убеждая его не поддаваться дьявольскому влиянию. Временами на меня нападало отчаяние, и хотелось всё бросить, отказаться, выгнать сына, избавиться от этой многотонной ноши. Но тут же тихий Божий голос говорил: «Ну а дальше что? Сатана, маскирующийся под этот такой увлекательный мир, ждёт с распростёртыми объятиями, проглотит, пережуёт и уничтожит твоё дитя». Это очень отрезвляло. И сразу уходило отчаяние, возвращался мир в сердце, укреплялась вера в нашу со Христом победу. И постепенно мой сын начал различать добро и зло, понемногу, по чуть-чуть. Стало формироваться хрупкое доверие. Через некоторое время он пришёл в церковь и покаялся. В итоге мы победили вместе с помощью Господа. Слава Ему!

Мне хочется обратиться ко всем, кому Господь даровал счастье быть родителями. Как бы трудно вам ни было, какие бы отчаянные мысли ни приходили вам в голову, как сильно бы ни раздражали вас ваши дети, выстоите эту битву до конца. Она не случайна в вашей жизни. Не оставляйте ваших детей в этом очень непростом возрасте. Защитите их от самих себя, будьте их фильтром, очищающим весь информационный мусор. Бог в нас могущественно действует любовью. Позвольте нашему Спасителю спасти и ваших детей в это невероятно сложное время. Кому как не родителям бить в колокола?

Могло ли с Ильназом всё произойти по-другому? Что-то мне подсказывает, что могло.

Алексей Яровой, пастор

– После случившегося в Казани в школах проводят проверки охраны, побуждают ставить на телефоны программу «Родительский контроль». И это хорошо. Лучше, чем если бы этого не было. Хорошо и то, что государство устанавливает более жесткие ограничения для приобретения оружия. Но если попытаться заглянуть глубже, то понимаешь, что причиной подобных трагедий является первоначальная атмосфера в семье преступника.

Думаю, важнейшим является формирование личности еще с детства, передача ценностей от родителей к детям. Понятно, что передать нравственные идеалы без тесных и теплых взаимоотношений невозможно. Когда родители из-за занятости работой не успевают или забывают поделиться жизненным опытом, направить или наставить ребенка, то их сын или дочь вырастают дезориентированными, незащищенными от искушений.

К сожалению, сегодня искушения сами приходят в наш дом вместе с интернетом. Если раньше родители боялись, чтобы их ребенок не попал в уличную компанию и всячески ограждали от нее, то сейчас подросток может подпасть под плохое влияние, не выходя из дома. «Худые сообщества развращают добрые нравы», – говорит Писание. И такие сообщества находятся на расстоянии одного клика в компьютере или телефоне.

Как с этим бороться? Тут средство только одно – выстраивать с сыном или дочерью доверительные отношения. Чаще беседовать, и не только о том, как дела в школе, или что он ел на обед. Важно узнавать, что у ребенка на душе, о чем он мечтает, что его беспокоит. И делать это в непринужденной обстановке, за чашкой чая, за просмотром хороших фильмов. Когда ребенок открыт и доверчив, в этот момент легко вкладывать в его неокрепшую душу библейские ценности. Именно стандарты, открытые нам в Священном Писании, имеют самую высокую нравственную ценность. Поэтому принятые и усвоенные христианские истины помогут детям оставаться морально здоровыми и полезными в обществе.

Вот такие разговоры по душам родителей и детей – это самое дорогое. Этим нужно дорожить, к этому стремиться и стараться не менять ни на что другое. Как бы это ни было трудно. Время летит быстро, дети взрослеют, закрываются и уже не пускают в свой мир родителей, которые не успели на них повлиять. Поэтому кто или что будет влиять на подростков – это уже ответственность взрослых.

Подготовила Татьяна

Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!