​Дележка наследства – индикатор отношений

«Истинное лицо человека скрывается под тысячью масок, но достаточно начать делить наследство, и вы увидите его настоящим»

(высказывание неизвестного мудреца)

Вопрос о том, кто должен наследовать родительскую недвижимость, рано или поздно встает в любой семье. Кому-то удается распределить нажитое добро безболезненно, а кому–то – только «под дулом автомата». В большинстве случаев решить этот вопрос без обид и распрей получается не у каждого.

Судебные тяжбы, скандалы и драки между родственниками – все это часто сопровождает дележку имущества. Порой самые интеллигентные люди становятся похожи на разъяренных животных, пытающихся вырвать из глотки друг у друга кусок добычи. Драка за наследство разрушает самые устойчивые и крепкие отношения в семьях, разоряет «родовые гнезда» и уничтожает целые кланы.

Это было безобразно

«По соседству со мной жили две милые девушки-близняшки, – читаю историю в интернете. – Обаятельные, образованные, они всегда были образцом порядочности и чистоты. Но вот их родители умерли, и это прискорбное событие перевернуло все с ног на голову. Не сама смерть, а то, что за ней последовало. А последовал за ней кошмар с громким и не слишком пристойным названием – «дележка имущества». Сказать, что это было некрасиво – не сказать ничего. Это было безобразно. Все, что осталось от родителей, «милые» сестры рвали друг у друга когтями и зубами. Дело зашло в такой непроходимый тупик, что разрешить его разумным способом не представлялось никакой возможности».

Кто-то называет споры о наследстве борьбой за справедливость, а кто-то – «кровавым спортом». В любом случае проигрывать не хочет никто, считая себя вправе требовать причитающуюся ему часть имения. Но на самом ли деле проигрывает тот, кто остается ни с чем? И что в действительности приносит победа захватившему недвижимость «любой ценой»?

Этическая сторона вопроса

С правовой точки зрения есть законы, регулирующие получение наследства, и одни, пользуясь этими законами, получают все, а другие – ничего. Поэтому с материальной точки зрения все ясно: проиграл тот, кто остался ни с чем. Но раздел имущества – явление многоплановое, оно имеет не столько юридический характер, сколько этический. Ведь в кодексах не описано, чем сопровождается раздел собственности, к каким последствиям приводит и какие раны оставляет.

Брат с сестрой, дети с родителями, муж и жена – все они, ввязавшись в конфликт, в одночасье становятся врагами, попирая годами выстроенную дружбу. «Откуда у вас вражды и распри? – спрашивает нас апостол Иаков, – не отсюда ли, от вожделений ваших (страстных плотских желаний), воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите» (Иак.4:1-2).

Скудость души

Война за недвижимость неизбежно приносит обеим сторонам серьезные потери: безвозвратно уходит доверие и уважение друг ко другу, время, энергия, здоровье... Потери необратимые и ничем не заменимые.

Конечно, для некоторых эту утрату скрасит приобретение материального имущества в виде дома, квартиры, машины, дачи. И это лишь подчеркнет скудость их души. Некоторые доходят до такой мелочности, что начинают делить ложки, вилки. О чем подобное говорит? О том, что они победили в схватке за кусок добычи? На самом деле они потеряли даже не родственные связи, а уважение к самим себе, которое променяли на столовые приборы.

И еще не факт, что добытые таким образом ценности сделают их счастливыми. В Библии есть одно мудрое высказывание: «Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии» (Пр.20:21). Знаю много жизненных примеров, иллюстрирующих эту истину. Вот один из них.

У разбитого корыта

«Сестра мужа хитрыми махинациями сумела ловко присвоить квартиру умерших родителей, обделив брата, – рассказывает Ирина К. – Мы, конечно, были потрясены ее вероломством, но решили простить и отдать все в руки Божьи. Через несколько лет повзрослевший сын сестры попадает под суд за распространение наркотиков, сам будучи к тому времени тяжело зависимым человеком. Чтобы вытащить сына из тюрьмы и вылечить его от наркомании, сестре мужа пришлось продать ту самую квартиру, которую она когда-то нечестно захватила, и остаться у «разбитого корыта». Мы не злорадствуем, но еще раз убеждаемся в том, что за все приходится платить».

В Посланиях апостола Павла есть одно важное обращение к тем, кто испытывает на себе несправедливое отношение ближних: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Рим.12:14,17-19). В этих стихах раскрывается суть и характер христианского образа жизни, который сводится к двум словам: «уповать и повиноваться». Иными словами, необходимо всегда доверять Богу то, над чем мы не властны, и исполнять Его четкие и конкретные повеления, открытые в Писании.

Нежданное наследство

Судьбу Ларисы Р. нельзя назвать легкой. После развода с мужем она переехала вместе с маленькими детьми к матери в недостроенный дом. Чтобы как-то сводить концы с концами, вела большое хозяйство, постепенно благоустраивала жилище, безропотно делая самую тяжелую работу. Через много лет, отсидев долгий срок, в тот же дом вернулся из мест лишения свободы и брат Ларисы. Тюремный образ жизни не сделал из него ангела: брат не хотел работать, пил и устраивал дебоши. Мать все терпела, даже жалела сыночка, а Ларисе заявляла: «Знаешь, ты тут никто и зовут тебя никак. Всю недвижимость я перепишу на твоего брата».

«Когда мама официально заявила, что всю недвижимость оставляет в наследство брату, то первой моей реакцией было закричать: «Это несправедливо!» – рассказывает Лариса. – Но вместо этого я уединилась с Богом на молитву и сквозь слезы спросила Его: «Господи, а как же я и мои дети?» И тут же в мой разум пришли как напоминание две заповеди из Закона Божьего: «почитай отца и мать» и «не пожелай чужого». «Да, Господи, ты прав, – ответила я тихо. – Она – мать, и сама решает, кому завещать наш дом. Я не буду добиваться справедливости и полностью положусь на Тебя».

Преодолев боль и обиду, Лариса смирилась с решением матери.

Через некоторое время произошло удивительное и непредсказуемое событие. На адрес Ларисы пришло письмо от ее дальней родственницы, где сообщалось, что троюродная тетушка на старости лет осталась совсем одна и просит Ларису стать ее наследницей. Наша героиня переехала к ней, уже умирающей бабушке, досмотрела ее, и через полгода стала обладательницей отличной квартиры в центре большого города.

«Я поняла, – рассказывает Лариса, – что проблемы с мамой были своеобразной проверкой для меня. Бог испытывал мое смирение и готовность быть верной Его слову до конца. Если бы я тогда стала требовать своей доли от имущества или затаила горечь в сердце, вряд ли бы получила это неожиданное наследство. И сейчас я уверена: Бог обязательно благословит кротких, готовых отдать без боя даже то, что принадлежит им по праву».

Корень проблемы

В Евангелии от Луки описана одна интересная встреча. К Иисусу подошел некто из народа и сказал: «Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Очевидно, от Христа он ожидал справедливого разрешения вопроса, помощи и поддержки в борьбе за причитающуюся ему часть имения. Но как интересно ответил Иисус: «Кто поставил Меня судить или делить вас? Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Его ответ, казалось, противоречит всякой человеческой логике, взрывает сложившиеся стереотипы. Слова Христа открывают нам Божий взгляд на то, что люди называют справедливостью. Эти слова ярким прожектором освещают сердце и показывают его привязанность к материальным ценностям, жадность и зависть. Иисус не стал разбираться, кто прав, а кто виноват, Он показал суть проблемы – любостяжание (любовь к стяжательству). И очень серьезно предупредил: «Жизнь человека от количества нажитого или отвоеванного имения не зависит».

Татьяна Арчибасова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!