​С картами лучше не связываться

«У кого карты вынут – бить кнутом»

Игральные карты имеют древнюю историю, происхождение их до сих пор точно не установлено. Изобретение игральных карт приписывается китайцам. В словаре Чинг-цзе-Тунга говорится, что карты изобретены в 1120 г. (по христианскому летоисчислению), а в 1132 г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. По другой версии, карты изобретены в Египте и предназначались для гаданий. В Западной Европе карты появились в XIV в. В современном виде — с королями, валетами и так далее — они существуют с XV в.

Пистаель С. С. Наровчатова считает, что при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли или, как его прозвали в народе, Чертелло, в Италии назывался французом, во Франции — немцем, в Германии — поляком, а в Польше сделался русским. Привез он в Москву сундучок, завернутый в шаль, черную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям — черным и красным, но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.

Началась в Третьем Риме картежная эпидемия: «резались на деньги». Карты стали пользоваться спросом, и Черчелли задумал развить в Москве особый вид картежного бизнеса, который к тому времени уже процветал на Западе, — печатание карт. Соблазнительное предложение его было встречено москвитянами довольно прохладно. Первопечатник Иван Федоров участвовать в таком деле наотрез отказался.

Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за карты стали преследовать, поскольку усмотрели в активном распространении карт вмешательство нечистой силы.

Среди законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 г., которое предписывает с игроками в карты поступать «как писано о татях» (ворах), то есть бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 г. велено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом».

В 1717 г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа.

В 1733 г. для рецидивистов определены тюрьма или батоги.

Страсть к игре возрастала, и уже никого не интересовало, почему на картонных прямоугольниках изображены именно эти фигурки и что такое, вернее, кто такой туз?

«Тройка, семерка, туз»

Толковый словарь Ушакова указывает: «туз» — слово польского происхождения, от немецкого йаиз, и обозначает оно игральную карту в одно очко. Немецко-русский словарь указывает и другое значение слова йаиз — дьявол.

Структура карточной колоды всем известна: король, дама, валет (от французского «слуга»), еще ниже по достоинству — десятки, девятки и так до шестерок или до двоек в полной колоде — типичная иерархическая лестница от высших до низших.

Иногда в колоду добавляется еще одна карта — Джокер. Она выше всех, не имеет масти и в игре считается самой сильной. Легкомысленная фигура в трико, шутовском колпаке... А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека (сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные «тарелки»).

В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется князю мира сего, дьяволу, делает его номером один.

Познакомившись со структурой карточной колоды, давайте посмотрим, что представляют собой загадочные символы — «трефы», «вини», «черви» и «бубны».

«Маска, я вас знаю!»

В разных странах эти символы называют по-разному и по-разному трактуют их значение. Так, «черви» представляются сердцем, чашей; «вини» — лопатой, желудем, мечом; «бубны» — бриллиантами, колоколами, монетами; «трефы» в большинстве стран несут на себе одно название — «дубинка». Но существуют и другие объяснения данной символики, по которым все четыре картежные масти символизируют священные предметы — орудия страдания и смерти Божественного Искупителя.

«Трефа» или «крести» — карта с изображением креста-трилистника, креста Христова. В переводе с идиша «трефа» означает «скверный» или «нечисть». Задумываются ли увлекшиеся картежники, какой хулой на Господа оборачивается их «невинное» занятие?

Картежная масть «вини», или «пики», символизирует пику, которой был пронзен Спаситель на кресте: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:34).

Картежная масть «черви» подразумевает губку на трости, которая была смочена уксусом и предложена Иисусу во время Его крестных страданий. «Один из них взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27:48).

Картежная масть «бубны» — графическое изображение кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста.

«Козырные» карты, само их название, имеют свое особое назначение. «Кошерными», то есть «чистыми», называют талмудисты ритуальные жертвоприношения.

Давно пора было бы прояснить подлинные правила карточной игры, при которых «в дураках» остаются все играющие.

Итак, карты — отнюдь не разновидность простой игры, скомпрометированной элементом азарта. Это модель господства князя мира сего над его вольными и невольными подданными. Таков смысл карточной символики, а с символами не шутят. Есть строжайший запрет Церкви: ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых «глубин сатанинских» (Откр. 2:24).

Предельно понятна роль карт и в «гаданиях» — этих исканиях дьявольских откровений.

Небезобидные картинки

Символы, изображения, иероглифы — отнюдь не всегда безобидные картинки. Это те же слова, представленные в форме графических образов. А некоторые слова вообще невозможно произносить без вреда для души. Есть понятия, которые не должны присутствовать даже в мыслях.

Хотя современного человека вряд ли это смутит: у нас притуплено некое чувственное восприятие символики, информация воспринимается только глазами. Иначе как объяснить татуировку в виде дракона, роспись на автомобиле в виде головы пантеры с хищными глазами? Мы не чувствуем агрессию, которую несут в себе эти рисунки. Это не значит, что она не воспринимается, — она незаметно впитывается нашей душой!

Игрок и в жизни будет стараться выиграть любой ценой, счастливый обладатель «татушки» не заметит своей вспыльчивости. Человек уходит от внутреннего внимания к себе во внешнюю беззаботность и поверхностное восприятия мира.

Азарт, берущий начало с «безобидных» игр, вроде «дурака», может привести к самым плохим последствиям. Образно говоря, в нашей душе есть «хорошие» и «плохие» качества. Азарт даже в игре без денег развивает желание победить, обмануть, подтасовать, подсмотреть. Выигравший чувствует себя выше проигравшего, радуется победе. Все это тщеславие. А проигравший? Раздражение, обиды, желание отыграться, то есть стать первым. Азарт захватывает человека, у людей теряется чувство времени и меры. А пристрастный к денежной азартной игре вообще служит картам как идолу. Он вредит ближнему, обыгрывая его, вредит и самому себе, проигрывая собственное состояние. Сколько личных и семейных трагедий бывает от этого! Доходит даже до самоубийств.

Потому с картами лучше не связываться и счастлив тот человек, который и понятия не имеет об «удовольствии» картежной игры!

По материалам статьи «Об игральных картах»

www.nevskiysobor.ru

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!